«Покончим с народом субботы — возьмемся за народ воскресенья!»

В этoм гoду xристиaнe-пaлeстинцы, прoживaющиe в сeктoрe Гaзa, впeрвыe зa пoслeдниe восемь лет смогут в дни Пасхи посетить святые места христианства на Западном берегу Иордана. Израильские власти выдали около шестисот подобных разрешений, несмотря на то, что в целом отношения Израиля ни с ХАМАСом, находящимся у власти в секторе Газа, ни с руководством Палестинской автономии (ПА) явно не претерпели в последнее время никаких изменений к лучшему. Но с арабами-христианами у Израиля отношения особые. Между прочим, арабы составляют порядка 80% из всех христиан в Израиле, остальные — это не еврейские родственники евреев-репатриантов.

Отметим, что число христиан-арабов и в арабских странах, и на территориях ПА постоянно уменьшается, как из-за эмиграции, так и из-за сравнительно невысокого уровня рождаемости. За последние 50 лет процент христиан среди палестинцев на Западном берегу и в Газе упал с 20% до 2%.

В Иерусалиме резкое снижение численности арабов-христиан (с 30 тысяч до 11-ти) происходило с 1948 по 1967 год, когда восточная часть города, где они проживали, находилась под контролем Иордании.

В Вифлееме (Бейт-Лехеме) в начале 90-х годов, когда город был передан под власть Палестинской автономии, христиане составляли большинство, сейчас их там менее трети от общего населения. Недаром мэр Вифлеема в те времена, христианин Элиас Фредж, пытался добиться, чтобы город остался в пределах Израиля. «Иначе, — говорил Фредж, — Вифлеем станет городом церквей, но без христиан». Как в воду глядел.

Почему же это происходит? Начнем с более легких причин: интифады и наплыв беженцев-мусульман разрушили инфраструктуру в области туризма, в которой были в основном заняты арабы-христиане. Мусульмане стали выживать христиан с насиженных мест в борьбе за землю, особенно в центре города. Одна лишь потеря доходов вряд ли привела бы к столь массовому исходу. Но дальше — хуже — жизни христиан стала угрожать прямая опасность. Нападения со стороны мусульман, избиения, изнасилования, убийства. Надписи на домах: «Покончим с народом субботы и возьмемся за народ воскресенья». В ряде арабских деревень со смешанным мусульманско-христианским населением израильские военнослужащие служили барьером между горячими головами с обеих сторон. Мусульмане распространяли слухи, что христиане сотрудничают с израильскими службами безопасности. А с другой стороны обращали на арабов-христиан гнев Израиля. Например, обстреливали южные кварталы Иерусалима с территории Храма Талитакуми в поселке Бейт-Джала.

Настоятель францисканской Кустодии Святой Земли Пьербатиста Пицабалла жаловался, что христиане подвергаются нападениям как со стороны экстремистов ХАМАСа и «Джихада», так и боевиков ФАТХ. «Причем среди нападавших, — рассказывает он, — распознали и полицейских ПА, стражей порядка Махмуда Аббаса, которые должны вроде бы нас защищать».

В польском религиозном журнале «Любите друг друга», считающем арабов-мусульман жертвой палестино-израильского конфликта, говорится, что в отношении христиан-арабов жертва превратилась в палача. Ответственность за преследование арабов-христиан возлагается на исламский фундаментализм, который преображает политическую борьбу арабов против Израиля в религиозную борьбу ислама против «неверных», и в их число кроме евреев попадают и христиане, пусть и арабы же.

В Израиле число арабов-христиан, в отличие от всех других мест на Ближнем Востоке, практически не убывает. В 1996 году их было 123 тысячи, сегодня — 151 тысяча. Стоит, впрочем, отметить, что за последний год это число несколько уменьшилось. В Израиле отношение к ним неоднозначное, однако, по крайней мере, поскольку еврейское государство действительно демократическое и правовое, то арабов-христиан здесь уж наверняка безнаказанно не убивают и из дому не выбрасывают, как поступают их соседи-мусульмане на контролируемых ими территориях.

Из года в год растет число арабов-христиан, добровольно служащих в израильской армии. На призыв в армию в прошлом году откликнулось более 200 молодых христиан-арабов. В то же время не следует забывать, что и руководитель террористического Национального фронта освобождения Палестины Жорж Хабаш, и его коллега, — глава такого же фронта, но не Национального, а Демократического, — Наиф Хаватме, были христианами. Жизнь, она сложная штука.

Движение «Христиане за Израиль», члены которого называют себя христианскими сионистами, устроило как-то демонстрацию в Тель-Авиве перед представительством ЕС, требуя перестать придираться к Израилю, а вместо того активно включиться в борьбу против жестоких преследований христиан в других странах Ближнего Востока. На своей страничке в Facebook христианские сионисты утверждают, что Израиль — единственное безопасное место для христиан на Ближнем Востоке.

Безопасное-то безопасное, но настолько ли уж уютное? А поджог Церкви умножения хлебов и рыб в Табхе на берегу Кинерета в июне 2015 года? А сожжение Нового Завета в 2005 году в Ор-Егуде при активном участии вице-мэра Узи Агарона? А демарш депутата Кнессета Михаэля Бен-Ари, разорвавшего Новый Завет перед камерами в парламенте? А такая, казалась бы, забавная вещь, как замена в израильском математическом языке знака сложения «+» на перевернутую букву «т», чтобы не напоминал крест?

Тут следует различать преступные или как минимум крайне предосудительные поступки отдельных лиц и общее настроение израильского общества. Поджог церкви осудило и политическое, и духовное руководство в Израиле. Хулиганов-экстремистов, которые подожгли церковь, идентифицировали, против них подано обвинительное заключение. Выходки Узи Агарона и Михаэля Бен-Ари также удостоились публичного осуждения.

Что же касается отношения израильтян в целом, то при общем вполне нормальном климате, в определенных кругах — в частности в ортодоксальном секторе — оно бывает не самым доброжелательным. Среди причин здесь история религиозного антисемитизма, зародившегося еще в раннем христианстве и пронесенного худшими представителями этого течения сквозь века. Другой причиной является опасение миссионерства, чем славно христианство. Для евреев же переход единоверца в другую веру — это отторжение плоти от плоти, оскорбление Создателя, который уготовал евреям особое предназначение, измена этому предназначению и своему народу, — в общем, тяжелая трагедия. Религиозные евреи устраивают траур по выкресту, как по покойнику.

Как бы то ни было, психологические отношения между членами двух общин — вещь сложная и не предмет данной публикации. В конце концов, любить никто никого не обязан, главное, чтобы проявления этих отношений определялись нормами демократии и законности и представители никакой из конфессий не были дискриминированы, что в Израиле, на мой взгляд, соблюдается.

Источник:«Эхо Москвы»

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта