30 сeнтября Эли Визeлю испoлнилoсь бы 90 лет. Увы, не дожил. Но прожил жизнь трудную и достойную. Его биография известна миллионам, и не об этом я хочу написать. Хочу упомянуть о трех моментах огромной темы «Эли Визель».
Первое. Имя это услышал, а вернее увидел впервые в Москве, в начале 1970-х. Уж не помню кто, дал мне книгу «Евреи молчания». Эта книга была о нас, русских евреях, не забывших свое еврейство. О нас, какими мы были еще несколько лет назад, до начала выезда. Визель приехал в СССР в 1965 специально, чтобы узнать правду о русских евреях. После поездки написал книгу.
Существуют разные мнения по поводу ее названия. Распространенное – евреи за железным занавесом, евреи, сохранившие свое еврейство – это и есть «евреи молчания». Другая точка зрения – «евреи молчания» – это евреи свободного мира, забывшие о миллионах своих братьев за «железным занавесом». Так или иначе, но, по-моему, именно Визель сделал это понятие обиходным и стимулировал борьбу за права советских евреев.
Второе. Спустя годы, в Ленинграде, ныне живущий в Израиле художник Александр Окунь перевел с английского и издал в самиздате книгу Визеля «Рассыпанные искры» – чудесную, с любовью собранную и составленную антологию хасидской мысли. Книга эта многим открыла путь к Торе, путь к истокам.
И третье. После всего, что пережил юный Эли в Освенциме, он отошел на годы от ортодоксального иудаизма. Потом вернулся. Общался с Любавичским Ребе. Разъезжал по миру. Познакомился с деятельностью его посланников – «шлихим» — в разных точках планеты. Помню, в одном из интервью Визель сказал: «Я родился в семье вижницкого хасида. И мне дорого это. Но если бы не было этого, я стал бы хасидом ХАБАДа».
И в заключение, из его эпиграфа к «Рассыпанным искрам»: «… шепот, доносящийся из безмолвного прошлого, связывает выжившего с теми, от кого осталась только память».
Автор: Зеэв Вагнер