В кaнун Пeсaxa инфoрмaциoнный пoртaл «Вaйнeт» зaпустил новый социальный проект, призванный продемонстрировать, насколько велика в Израиле дискриминация выходцев из восточных стран и их потомков.
Первые шесть волн репатриации (1882 по 1948 год) состояли в основном из европейских евреев. В это же время были сформированы политические и административные структуры по управлению ишувом.
Лишь после создания государства и Войны за независимость в Израиль стали приезжать евреи из стран Африки и Ближнего Востока. Вместе с тем, именно появление еврейского государства и война с арабами стала причиной того, что в других мусульманских странах местные евреи попали под репрессии и зачастую были вынуждены бежать в Израиль, бросив имущество.
С 1948 по 1970 год в Израиль прибыло, по разным подсчетам, от 800 тысяч до миллиона сефардских евреев. По данным на 2002 год, доля репатриантов из стран Магриба и их потомков в Израиле составляла 41%, даже с учетом новой волны репатриации, прибывшей в Израиль из СССР в начале 90-х.
Анализ, предлагаемый сайтом «Вайнет», не вполне корректен, так как содержит статистику с момента основания государства, а не с момента более-менее полной абсорбции критической массы сефардских евреев. Вместе с тем, в большинстве случаев данные весьма наглядны.
В частности, в Израиле за все время его существования было 12 ашкеназских премьер-министров и ни одного сефардского.
Из 10 президентов Израиля сефардов было 2. Из 17 министров иностранных дел сефардов было 3, из 25 министров финансов – 4. Из 17 министров обороны сефардов было 4.
Из 8 мэров Хайфы лишь один был сефардом, среди 9 градоначальников Иерусалима восточных евреев не числится вовсе, как и среди 7 мэров Тель-Авива.
В нынешнем правительстве заседают 14 ашкеназов и 6 сефардов.
Вместе с тем, составители этой статистической подборки не упоминают о том, что все упомянутые должности – выборные, следовательно, речь идет не о целенаправленной дискриминации, а о каких-то других причинах, из-за которых на выборных постах оказывается меньше сефардов, чем ашкеназов. Анализа этих причин в отчете нет.
В том, что касается оборонной сферы, у ашкеназов тоже заметное преимущество. Ашкеназами были 13 из 17 генинспекторов полиции, 16 из 21 начальника Геншатаба, 10 из 12 начальников Моссада, 12 из 13 начальников ШАБАКа. И лишь в тюремной охране сефарды выигрывают – 9 из 17 начальников Управления тюрем были сефардами.
В разделе экономики отмечается, что из персонажей, отпечатанных на денежных купюрах, 15 из 17 – ашкеназы. По части высших постов – директора «Битуах леуми», генеральные секретари Гистадрута, Земельного управления и т. д., у ашкеназов тоже заметное преимущество. 9 из 9 управляющих Банком Израиля были ашкеназами.
В культурной и спортивной сфере, как на административных, так и на творческих постах, судя по статистике, тоже наблюдается тотальное засилье ашкеназов.
В части образования видно, что 12 из 12 ректоров Еврейского университета были ашкеназами, как и 10 и 10 ректоров Хайфского университета, 6 из 6 ректоров Беэр-шевского университета, 10 из 10 ректоров университета Бар-Илан и 10 из 10 ректоров Техниона. Лишь в Тель-авивском университете один из 8 ректоров был сефардом.
Сефардские лекторы в университетах Израиля составляют всего 9%, а из 19 министров просвещения сефардами были лишь 3.
Не лучшим образом дело обстоит и в юридической системе. Из 7 руководителей службы госконтроля 7 были ашкеназами. Из 45 верховных судей, работавших за всю историю государства, сефардов было всего 9. Среди 19 министров юстиции сефардов было 2, из 14 юридических советников правительства – 1. 11 из 11 генеральных прокуроров были ашкеназами.
Кстати, в отличие от сефардов, женщины за последние годы сильно улучшили свое присутствие как в государственной юридической системе в целом, так и в Верховном суде. Обозреватели объясняют это тем, что служба в прокуратуре стала традиционной «феминистской» работой, позволяющей матерям уходить после обеда и забирать детей из детского сада и школы. Правда, потом, когда ребенок засыпает, прокурорши снова занимаются делами, работая с бумагами дома.