Светские, проснитесь — “статус-кво” мертв

Пришлo врeмя трaнспoртa пo суббoтaм

В пятницу в 18.30 вeчeрa в Изрaилe был нaрушeн “стaтус-квo”. Впeрвыe после того, как установился порядок взаимоотношений между светскими и религиозными, — были отменены разрешения на работы в субботу, которые выдаются в целях обеспечения основных услуг, согласно параграфу 12 Закона о часах работы и отдыха. Это произошло вследствие прямого политического распоряжения, сделанного в обход закона и вопреки позиции профессиональных кругов в правительстве.

На данном этапе еще не ясно, были ли у главы правительства Биньямина Нетаниягу полномочия запретить Израильским железным дорогам использовать 20 целевых разрешений на работы, полученных от Министерства труда. Не ясно еще также, какую цену заплатят пассажиры железных дорог за такое распоряжение Нетаниягу – или во сколько обойдется бюджету перенос инфраструктурных работ, запланированных на субботу. Ясно одно: с момента, когда Нетаниягу согласился с требованием представителей религиозных кругов прекратить железнодорожные работы в субботу – хотя они проводятся вполне официально десятки лет, — “статус-кво” оказался нарушен.

Нет сомнения, что новая ситуация, которую создал своим решением Нетаниягу, вызывает опасения. В свете проблематичного состояния коалиции ультрарелигиозные фракции вполне могут воспользоваться своим политическим весом и зависимостью от них главы правительства. Теперь они смогут увековечить запрет на железнодорожные работы по субботам, распространить этот запрет на деятельность других инфраструктурных компаний, и даже, может быть, перенести дискуссию о работе в субботу на более широкие сферы отношений государства и религии.

Однако нарушение “статус-кво” открывает “окно возможностей” и в противоположном направлении. Похоже, оно позволяет обновление архаичной ситуации с общественным транспортом в Израиле – обновление, необходимость которого ощущается уже много лет. В то время, как мир, и израильская экономика в частности, стремительно меняется, эта ситуация остается абсурдным образом замороженной.

Всякий, у кого есть глаза – даже в сочетании с кипой на голове, – понимает, что продажа в Израиле 250 тыс. новых машин ежегодно требует свежих и системных решений в плане транспортировки человеческих масс. Всякий, у кого есть глаза, видит, что проблемы децентрализации населения и нехватки жилья в центре неразрешимы без резкого повышения транспортной мобильности, в том числе по субботам и праздникам. Всякому ясно, что невозможно укрепить израильское общество и народное хозяйство, пренебрегая транспортными нуждами нееврейского населения и туристического сектора. Всякому ясно, что современная экономика не может позволить себе в ближайшие годы инвестировать 55 млрд. шек. в проекты, которые будут реализовываться только пять с половиной дней в неделю и будут служить обществу лишь с 85%-ой эффективностью.

И министры в самых разных правительствах давно понимали это, однако всякий раз, когда перед ними вставала подобная проблема, они замирали перед почти священным статусом “статус-кво” — и заявляли, что у них связаны руки. Ну так вот, в двух словах, –”статус-кво” мертв. Наконец сняты путы с рук министров и глав муниципалитетов. Больше нет места жестам показного бессилия. Теперь уже нельзя отводить глаза от опасного явления “тремпов” и от дорожных пробок по окончании субботы и по праздникам. Хватит уже сделок по умолчанию и “отмывания” новых маршрутов такси по субботам под вывеской “удлинения существующих маршрутов”. Отныне все должно быть открыто и прозрачно. С благословения главы правительства с сегодняшнего дня всем позволено исполнять свои функции и верно служить интересам своих избирателей.

С нынешнего дня министр транспорта Исраэль Кац (если только он не будет уволен) обязан – а не просто имеет право – создать команду профессионалов для выработки новой карты общественного транспорта в Израиле и способствовать ее реализации в соответствии с уточненными потребностями населения. Министр финансов должен дать указания сотрудникам бюджетного отдела выработать программу дополнительного субсидирования автобусных и железнодорожных линий, чтобы они предусматривали также работу по субботам. Одновременно мэр Тель-Авива, в данном случае Рон Хульдаи, должен представить в Министерство транспорта схему маршрутов, которые, по его мнению, должны действовать и в дни отдыха.

Возможно, “статус-кво” и был навязан светскому большинству религиозным меньшинством – однако ясно, что у меньшинства нет монополии и на его слом. Власти разных уровней должны мобилизоваться, чтобы исправить это абсурдное и длящееся много лет извращение, а израильские СМИ, при поддержке общественных организаций, должны помочь им в этом.

Цель: говорить об отставке Каца

Грустно было наблюдать в конце прошлой недели, как успешно канцелярия главы правительства переводила общественную дискуссию с темы нарушения “статус-кво” на рельсы персонально-политические. При этом она отвлекала внимание публики от нового уровня, которого достигло религиозное принуждение, и от ущерба, нанесенного сотням тысяч граждан.

Если раньше канцелярия Нетаниягу использовала профессиональные споры для сокрытия политических противоречий, то сейчас картина обратная: на этот раз политическим конфликтом пользуются, чтобы прикрыть капитуляцию в профессиональном вопросе, чреватую опасностью.

В том, что Нетаниягу и Кац конфликтуют, секрета нет. Как и в том, что отношения между Нетаниягу и новоиспеченным министром труда Хаимом Кацем – напряженные. Нет сомнения, что вражда между министрами от Ликуда вносит свой вклад в ужесточение “железнодорожного” кризиса. Однако все это не должно бы интересовать пассажиров железной дороги, водителей, застревающих по утрам в пробках на прибрежном шоссе – и всех остальных граждан Израиля, опасающихся за свои права. Произошел существенный сдвиг в отношениях религии и государства – а все заняты размышлениями о том, уйдет ли Кац.

Поглощенность внутренним конфликтом в Ликуде не только вредна в общественном плане, но и ошибочна с фактической точки зрения. Ведь именно Нетаниягу неделю назад лишил своих министров полномочий заниматься кризисом на железной дороге и назначил ответственным за эту тему начальника по кадрам в своей канцелярии Йоава Горовица.

Именно Нетаниягу согласился с нарушением “статус-кво” и отменой 17 из 20 проектов, которые железные дороги должны были согласованно осуществлять по субботам. Нетаниягу разрешил реализацию трех проектов на основании мнения полиции. Именно Нетаниягу не понял вовремя, что его загнали в угол, и поэтому был “наказан” министром здравоохранения Яаковом Лицманом и раввинами, которые использовали его слабость, чтобы навязать ему отмену всех 20 проектов – наплевав на мнение полиции.

Именно Нетаниягу, несмотря на свои отчаянные усилия, не смог найти ни одну профессиональную инстанцию, которая взяла бы на себя отмену разрешений на работы; поэтому он вынужден был сам огласить публичную капитуляцию – за пять минут до крайнего срока, который дали ему религиозные, – и после этого сообщил средствам массовой информации, что во всем виноват министр транспорта. Ну, в самом деле…

Оригинал публикации на сайте TheMarker

Источник:«РеЛевант»

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта