Этa нeбoльшaя цитaтa из стиxoтвoрeния Брoдскoгo, нaписaннaя в 1986 гoду и oтрaжaющaя в сaтиричeскoй фoрмe oснoвныe тезисы советской пропаганды, не устарела и по сей день.
Конечно, очень лестно, что российские генералы наделяют израильские самолеты характеристиками НЛО. Висит, значит, наш самолет над морем 20 минут, потом раз – сорвался и подлетел к берегу, когда там пролетал российский самолет. И мгновенно завис – прямо за российским самолетом. Дождался, пока в тот попадет ракета, и раз – сорвался с места и умчался вдаль. Прямо антигравитация какая-то.
Но как-то странно выглядит все это в изложении генерала Конашенкова. Ну зачем нашим самолетам там толпиться, уже отстрелявшись? Они же не знают, какие ракеты и откуда в них в данный момент целятся или нацелятся в следующий момент. С-200, С-300, С-400, всех и не пересчитаешь. Кто же будет там торчать и ждать над морем погоды?
Но прежде всего встает принципиальный вопрос о доверии. Мы знаем, что российские версии о происходящем в Сирии (как и во многих других местах), как правило, полностью противоположны версиям Запада.
Вспомним хотя бы 103 «Томагавка» – по версии Пентагона, все они достигли целей и ни одна ракета не была сбита. По рассказу того же генерала Конашенкова, 71 ракету сбили, и лишь 32 достигли цели.
И если тогда мы наблюдали за этим конфликтом версий со стороны, то сейчас оказались перед выбором – верить ли собственной армии, которая однозначно утверждает, что израильских самолетов в 22:03 в том районе не было. Или же поставить под сомнение обе версии, решив, что черт его знает, что там было на самом деле, и что вояки с обеих сторон могут сочинять и лгать «из высших интересов».
В этом проблема России, унаследовавшей от СССР привычку к неконтролируемой лжи. На Западе ложь не любят, особенно официальную. Нам, выросшим в Советском Союзе и считающим вранье властей народу и вранье народа властям привычным делом, это зачастую кажется абсурдным. Ну, соврал Клинтон, что ничего у него не было с практиканткой, ну так ясное дело, что мужик и тем более президент в таком публично признаваться не будет. И совсем странным казалось многим, что его чуть не «импичнули» не за сам орал, а за то, что не признался.
В Израиле тоже – многие громкие обвинения по громким статьям заканчиваются осуждением за чисто технические параграфы типа «препятствия правосудию» и ложных показаний.
Но, как говорят в том же ЦАХАЛе, «правила техники безопасности написаны кровью». Западное общество продвинулось гораздо дальше по цивилизационной лестнице, нежели российское. И изживание привычки ко лжи – одна из необходимых особенностей этого продвижения. В ином случае общество не может эволюционировать к дальнейшим демократическим и экономическим этапам.
Отсутствием лжи и ревностной, порой истеричной нетерпимостью к ней при демократии гарантируется ответственное поведение политиков, исполнительной и судебной ветвей власти, а также сложные экономические механизмы, повышающие уровень благоустройства и благосостояния общества в целом.
В обществе без этого свойства ни демократия, ни рыночная экономика не будут работать. Даже при попытке внешнего соблюдения цивилизованных норм общепринятая «культура лганья» всегда приводит к тому, что под видом демократии правит тоталитарный режим, правосудие хромает на обе ноги, а попытки реализовать экономические механизмы, работающие в нормальных странах, сводятся к обкрадыванию, «обуванию», «отжимам» и «откатам».
Мимикрия под цивилизованность действует, как это обычно и бывает, лишь на уровне кожного покрова, под которым скрывается совсем другой организм.
В западных странах идиосинкразия ко лжи вырабатывалась веками созревания гражданского общества, и сейчас она закреплена в коллективном бессознательном на уровне рефлекса, провоцирующего эмоциональную панику. Потому что нынешнее общество самоподдерживается на соответствующем уровне благополучия и цивилизации только тогда, когда слова гарантированно отображают факты и реальность.
Россия своим поведением не просто сеет раздор в умах. Этот вечношатающийся евроазиатский маятник в очередной раз занесло к азиатскому краю, и «отцы русской демократии» пытаются вовлечь мир в аморальные словесные потоки, не подразумевающие поиска истины, а лишь влияющие на людские умы.
В этом Россия духовно близка к арабам, персам, латиноамериканцам и иже с ними, для которых их выдуманный мир и условные понятия подменяют действительность, а реальность практически не имеет значения – даже если она сопряжена с нищетой, лишениями, смертями.
При этом они либо не верят западным людям и считают их такими же лгунами и притворщиками, только более успешными и научившимися хорошо притворяться, либо полагают их лохами и простофилями, которых легко надуть, в отличие от собственных многоопытных соотечественников.
Современного западного обывателя действительно легко обмануть, он по-хорошему наивен, не слишком подозрителен, не привык опасаться, что его бессовестно надуют при любой возможности. Однако это не значит, что его можно обманывать постоянно.
Когда цивилизованный человек видит, что с ним себя ведут по-дикарски, наивность тут же отменяется, экстренно включается повышенная настороженность, срабатывает тот самый защитный эмоциональный рефлекс, работающий на уровне всего общества. Даже если конкретная угроза не очень значительна, она воспринимается как потенциальная ложка наглости, готовая загадить всю бочку корректности.
Этим и объясняется гиперреакция Запада на российские хамоватые выступления, недорасследованные отравления и пригожинские «троллевые игры», все эти санкции и высылки дипломатов, которые могут показаться чрезмерными и неоправданными в каждом конкретном случае.
В современном мире так себя не ведут – это распространенное объяснение, но несколько поверхностное. В реальности современный мир не может позволить себе усвоить даже крупицы российского беспредела — на чисто рефлекторном ярусе, на уровне инстинктивного выживания общества, ушедшего вперед по лестнице прогресса. Он яростно отторгает эту инфекцию всем своим коллективным иммунитетом.
С учетом этих обстоятельств и стоит относиться к последнему «выступлению» российского Министерства обороны. В стране вранья это умеют делать довольно убедительно, иногда грубо, иногда по-иезуитски тонко, то хамя, то пожимая плечами и разводя руками, закидывая бездоказательными частностями, запутывая, сбивая с толку народные массы. Мало того, пример российских властей заразителен и для коллег в других странах – ведь зачем говорить чреватую многочисленными неприятностями правду о событиях, если можно попросту соврать?
Видя диаметрально противоположные версии, люди во всем мире уже не понимают, где правда, где ложь, не знают, верить ли собственным властям. И только рефлекторный защитный механизм, истеричная «гиперреакция», бескомпромиссное отрицание российской лжи, способно перебороть несомое ею в массы разложение.
Поэтому предлагаю всем израильтянам не идти на поводу у российской пропаганды и не ставить под сомнение доклад ЦАХАЛа. Эта пропаганда устроена хитро, она рассчитана именно на рассудительность, сбивая с толку человека, пытающегося умом понять, что происходит.
И в этом случае должен просто сработать тупой и истеричный «антилживый» рефлекс западного человека – вы врете, потому что вы всегда врете. Врете, чтобы не оскандалиться у себя в высоких кабинетах, чтобы не потерять погоны, чтобы сохранить лицо и выйти правыми «по понятиям».
И врете вы, а не мы, потому что у нас так не принято. Потому что наши официальные органы в принципе не могут взять и опубликовать заведомую ложь. Потому что у нас не скрывают правду от народа, как бы она ни была неприятна. Не пытаются обманом народа сохранить погоны и избежать последствий. А если кто-то этим занимается, то когда его уличают, он получает втройне, даже если кажется, что он не слишком этого заслужил.
А у вас кто ловчее отбрехался, тот и герой. Кто кого ловчее «срезал», тот и на коне. А что произошло на самом деле, никого не волнует. Поэтому врете вы.
Автор: Андрей Харазов