Кaк пoкaзывaeт сoциoлoгичeскoe исслeдoвaниe, прoвeдeннoe институтом «Панелс» по заказу газеты «Маарив» к первой годовщине работы правительства, израильтяне не слишком довольны нынешним премьером Биньямином Нетаниягу и его «естественными партнерами по коалиции», ультраортодоксами, требования которых тормозят развитие государства, создают серьезные общественные, юридические и экономические проблемы, несовместимые с современным образом жизни и правовыми нормами.
Если бы выборы проходили сейчас, партия «Еш атид» выросла бы с 11 до 21 мандата.Партия «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом увеличила бы присутствие в Кнессете с 8 до 12 мест, а партия НДИ — с 6 до 9. Кроме того, на один мандат усилились бы МЕРЕЦ и «Еврейство Торы» (с 5 до 6 и с 6 до 7).
Вторая половина фракций потеряло бы места: «Ликуд», согласно опросу, просел бы с 30 до 26 депутатов, «Сионистский лагерь» — с 24 до 15, арабский «Объединенный список» — с 13 до 12, «Кулану» — с 10 до 6, ШАС — с 7 до 6.
Согласно этому исследованию, 17% голосовавших в прошлом году сожалеют о сделанном выборе и, будь у них такая возможность, проголосовали бы по-другому.
На первом месте по доле раскаивающихся — избиратели Кахлона («Кулану»), на втором месте — избиратели арабского «Объединенного списка». На третьем месте по численности передумавших — электорат «Сионистского лагеря», затем идут НДИ, «Ликуд», ШАС, «Еврейский дом», «Еш атид», МЕРЕЦ и «Еврейство Торы».
6% из тех, кто на прошлых выборых голосовал за «Ликуд», проголосовали бы сейчас за Лапида, еще 6% за Беннета и 5% — за Либермана.Лапид также «отгрыз» 19% избирателей у «Сионистского лагеря», 5% у НДИ, 9% у МЕРЕЦа и, обратите внимание, 36% у партии «Кулану».
Тем не менее, несмотря на нелюбовь избирателей к засилью ультраортодоксальной идеологии, министром, заслужившим наивысшую оценку опрашиваемых, был Яаков Лицман, ответственный в правительстве за здравоохранение, представитель партии «Еврейство Торы».
На втором месте неутомимый министр транспорта и разведки Исраэль Кац, о достижениях которого постоянно рапортует его не менее неутомимая пресс-служба.
На третьем месте — министр юстиции Аелет Шакед, на четвертом — ее партийный босс Нафтали Беннет, министр просвещения.
Затем идут министр обороны Моше Яалон, министр финансов Моше Кахлон, министр внутренней безопасности Гилад Эрдан, министр культуры Мири Регев. Премьер-министр, он же министр иностранных дел, министр связи и министр экономики Биньямин Нетаниягу заслужил разные оценки в каждой из ипостасей. Его деятельность как премьер-министр заслужила шестую оценку с конца, работа же на остальных постах оценена хуже, чем работа любого из остальных министров.
Еще один интересный показатель — если бы проводились прямые выборы премьер министра, то наибольшие шансы против Нетаниягу были бы у Лапида — за него проголосовали бы 36%, тогда как за действующего премьера 47%. Если бы выбор стоял между Нетаниягу и Габи Ашкенази, последний бы получил 30%, а Нетаниягу — 44%. Беннета предпочли бы Нетаниягу 29% избирателей, при этом за Нетаниягу проголосовали бы 40%. Если бы пришлось выбирать между Нетаниягу и Либерманом, за нынешнего премьера проголосовали бы 49% опрошенных, за лидера НДИ — 23%. Наихудший разрыв между двумя лидерами — коалиции и оппозиции. За Герцога проголосовали бы 25%, но при этом Нетаниягу отдали бы голоса 56%.
Если учесть, что со дня выборов прошел всего один год, то, если правящая партия не сделает выводы и электоральные тенденции сохранятся, результаты следующих опросов могут быть гораздо неприятнее для нынешних «королей Кнессета».