Пaрaллeли, пaрaллeли… Вся жизнь нaшa – нa пaрaллeляx пoстрoeнa. Инoгдa eщe нa двoйнoй морали. Иногда – на разных представлениях о совести и чести. Да что там говорить, мы все разные. И страна у нас демократическая. Но есть ситуации, в которых так хорошо было бы иметь единое мнение… Впрочем, это тоже лишь мое мнение.
Пятнадцать лет прошло. И значит, маленькой Шалхевет Паз, жительнице древнего Хеврона, скоро бы исполнилось шестнадцать лет. Можно представить, как расцвела бы девушка к этому возрасту, готовилась бы сейчас к выпускным экзаменам, собиралась бы через два года на альтернативную службу в ЦАХАЛ. А может быть, надела бы военную форму, все больше и больше девушек из семей «вязаных кип» служат в армии. Ей бы решать сейчас, как жить дальше…
Если бы не случился понедельник, 26 марта 2001, и Ория и Ицхак, родители девочки, не собрались бы с ней на прогулку к родителям Ории, старожилам еврейской общины Хеврона.
Они вышли из своего дома в квартале «Авраам авину». Малышка находилась в прогулочной коляске, когда меткий и бравый стрелок из арабского района Абу-Снена выпустил пулю в девочку. Он был снайпер, и пули знали, куда летят. Маленькая Шалхевет погибла на месте. Ицхак, ее отец, был тяжело ранен в ногу. Девочку похоронили на старом хевронском кладбище.
В течение пяти веков на этом кладбище хоронили жителей еврейского квартала Хеврона, здесь покоятся жертвы погрома 1929 года, причем (страшно думать об этом) в отдельной братской могиле похоронены части тел зарубленных хевронцев. Во времена иорданского правления кладбище было разрушено, и многие надгробья местные арабы разобрали на стройматериалы.
Отдельную трагическую историю можно рассказать о том, какой ценой восстанавливалось еврейское кладбище в Хевроне… Именно там нашла последнее пристанище девятимесячная малышка Шалхевет Паз, так и не успевшая сказать «мама».
А палестинский убийца успел скрыться и провел еще немало времени на свободе. Однажды он даже был арестован местными защитниками порядка, но очевидно, убийство еврейского ребенка, в которого преднамеренно целились, не вписывалось ни в один параграф обвинения в Палестинской автономии, и его выпустили далее — радоваться жизни.
Он был схвачен израильскими силами безопасности в декабре 2002 года. В 2004 году Военный суд Иудеи признал боевика «Танзима» Махмуда Амру причастным к убийству Шалхевет Паз и приговорил его к трем пожизненным заключениям, так как 28-летний убийца также содействовал террористке-самоубийце в организации взрыва на иерусалимском рынке «Махане-Йегуда» в апреле 2002 года. В том теракте погибли 6 израильтян.
Махмуд Амру сидит. Девочка, не прожившая десяти месяцев своей маленькой жизни, давно лежит в земле. А в эти дни решается вопрос, судить ли за убийство военнослужащего бригады «Кфир», застрелившего в Хевроне раненного террориста, за несколько минут до этого напавшего с ножом на солдата ЦАХАЛА.
Солдат был ранен, террорист застрелен. А наш боец находится под градом обвинений с одной стороны, и под шквалом слов поддержки – с другой. Как часто случается, страна разделилась на два лагеря. Однако многие высокие политики дружно обвинили его, еще не разобравшись до конца с обстоятельствами дела…
Не удивительно тогда, что происходят и такие истории с нашим израильским флагом. Истории давнего времени и дня сегодняшнего. А что изменилось?
И вновь вернемся в Хеврон. Новую историю этого древнейшего и одного из наиболее святых для иудеев города можно отсчитывать с 1967 года, когда сразу после освобождения Иерусалима в город въехал главный раввин Армии обороны Израиля генерал-майор Шломо Горен. Он повесил бело-голубой флаг над Гробницей праотцев («Меарат ха-махпела»), внес свиток Торы и впервые за многие годы помолился там.
Впрочем, вслед его «самоуправству» уже летела телеграмма, подписанная министром обороны: израильский флаг над Гробницей праотцев снять и свиток Торы вынести. Прибывший Моше Даян заверил местных жителей, что «Меарат ха-Махпела» останется мусульманской мечетью. И еще долгое время верующим евреям пришлось отвоевывать право молиться там.
Сегодня для еврейского населения открыты маленькие залы Авраама и Сары, Якова и Леи. Огромный зал Ицхака и Ривки с выходом в сами пещеры находится в мусульманской части здания и открыт для евреев только десять праздничных дней в году.
История повторилась и на Храмовой Горе, где Моше Даян также поосторожничал с вывешиванием израильского флага. Не оттуда ли, с 1967 года идут многие наши проблемы…
И как далекое эхо хевронских событий полувековой давности, любопытная ситуация с нашим флагом сложилась в Тель-авивском университете две недели назад.
Итак, юридический факультет израильского высшего учебного заведения. Лектор, арабка по национальности, в классе перед израильскими студентами, будущими юристами, демонстрирует слайды. Перед ними карта территории нашей страны, а на ней нет ни малейшего намека на Голанские высоты, Иудею, и Самарию. Зато на карте появилось государство Палестина.
Во время этой лекции один из студентов, очевидно, не выдержав политического натиска академической дамы, установил в аудитории израильский флаг. Дама моментально прекратила лекцию. И в класс был вызван заместитель декана факультета, профессор Рои Крейтнер, который потребовал убрать флаг, так как он мешает проведению занятий. Когда студент поинтересовался, каким образом может мешать израильский флаг в аудитории израильского университета, декан объяснил ему, что в принципе, конечно, флаг не может стать помехой. Но в частности, в данной ситуации ему не место в аудитории.
Так как студент не был готов на компромисс и настаивал на присутствии флага в студенческой аудитории, заместитель декана потребовал от него написать официальный запрос с просьбой о разрешении.
Журналисту радиостанции «Галей ЦАХАЛ» представитель университета ответил, что руководство учебного заведения видит в поведении студента, который еще и махнул пару раз флагом — провокацию. И что израильский флаг в университете вывешивается во время торжественных церемоний, государственных мероприятий и визитов международного уровня.
Слушала я эту передачу по радио, жаль, что не услышала я отношения руководства к тому, как преподносит материал уважаемая лектор израильского университета.
Остался вопрос… где границы демократии, должны ли они присутствовать в такой стране, как наша? И еще, как же нашим студентам учиться на лекциях этого педагога. Или главное, что Тель-Авив есть на карте, а что Хеврон, Ариэль, Кацрин не имеются на ней, ну, подумаешь…
Важно, чтобы лекция не была сорвана и все остались довольны. Все ли?
Хотелось бы верить, что флаг израильский – это гордость нашего государства, а не красная, то бишь, простите, бело-голубая тряпка для всех быков, которые нас окружают. Надеюсь, что он будет не лишним в Тель-авивском университете не только в канун Дня независимости.