Статистика: на каждого гера — пятеро репатриантов-неевреев

Кaждый гoд в Изрaилe зaвeршaют прoцeдуру пeрexoдa в иудaизм («гиюр») пoрядкa 1800 чeлoвeк, причeм 800 из ниx — выпускники aрмeйскoй прoгрaммы «Натив». Эти данные приводит Шахар Илан, вице-президент общественной организации ХИДУШ.

Параллельно каждый год рождается 4000 детей в семьях репатриантов, не соответствующих ортодоксальному, то есть галахическому определению евреев — чьи предки по прямой женской линии не принадлежали к еврейскому народу.

Таких репатриантов, граждан Израиля «без определенной религиозной принадлежности», по формулировке МВД, в стране насчитывается порядка 350 тысяч человек. Часть из них — евреи по отцу или деду-бабушке (по отцовской линии), другие — члены семьи еврея.

Каждый год репатриируются в Израиль еще 6000 репатриантов-неевреев. Другими словами, на каждого гера, принявшего иудаизм, приходится пятеро граждан «без определенной религиозной принадлежности» и репатриантов-неевреев. Эту статистику привел бывший главный армейский раввин и нынешний член раввинатского суда по гиюру Исраэль Вайс, который выступал на конференции по вопросу обращения в иудаизм накануне Песаха.

По словам Илана, эти цифры свидетельствуют о провале попыток государства посредством национальной системы гиюра, а точнее ортодоксальной монополии на эту процедуру, приобщить к иудаизму эту группу населения.

Именно к ней относится подавляющее большинство желающих пройти гиюр. Однако многих из них отталкивают строгие требования, которые выдвигает главный раввинат потенциальным герам. К тому же, на них повлияла отмена государственной реформы перехода в иудаизм — за последние полгода число желающих пройти гиюр через главный раввинат сократилось на 10%. Если в 2014 году сюда обратились 4000 потенциальных «геров», то в 2015 году — уже 3600.

Напомним, в августе 2015 года видными раввинами религиозно-сионистского лагеря был создан независимый раввинатский суд для того, чтобы помочь желающим принять на себя заповеди иудаизме. Он возник в результате отмены решения правительства утвердить закон о гиюре. Его возглавляет раввин Нахум Рабинович.

По словам представителей проекта, сотни обращений желающих говорят о том, что нынешняя система, существующая при главном раввинате, не вполне адекватна и не отвечает потребностям искренне желающих стать иудеями.


Пещера Праотцев в Хевроне, фото: Роман Янушевский

Ну а каковы же прогнозы? Данные, представленные раввином Вайсом на конференции, оказывается, основывались на исследовательской работе доктора Нетанэля Фишера, посвященной вопросу гиюра.

«Начиная с конца 1990-х годов и поныне около 50% новых репатриантов не соответствуют галахическому определению еврейства, — отмечает в своей работе Фишер. — ЦСБ ожидает, что к 2035 году статистическая категория «прочие» (подразумевающая репатриантов-неевреев и их потомков — прим.ред.), увеличится до 500 тысяч человек».

В 2015 году число новых репатриантов из стран СНГ увеличилось до 15 тысяч человек. Если Фишер прав, репатриантов-неевреев в стране прибавилось на 7500 человек. А всего в стране их стало на 11.500 человек больше, считая новорожденных.

Это означает, что разрыв растет — уже не пятеро граждан Израиля «без определенной религиозной принадлежности» на одного гера, а шестеро. Учитывая неизбежное возникновение смешанных семей, разрыв продолжит расти, признал рав Вайс.

На той конференции он оказался единственным защитником государственной структуры гиюра. По его словам, эта структура вовсе не устарела, и там понимают всю сложность ситуации, а потому стараются быть открытыми и дружелюбными. При этом, раввинатские суды нередко балансируют на грани Галахи и порой, по его словам, «нависают над пропастью».

Если все так и обстоит, констатирует Илан, это лишь свидетельствует о том, насколько ортодоксальная монополия неадекватна окружающим реалиям.

Судья Менахем Финкельштейн, автор книги «Гиюр — Галаха и практика», отмечает, что еще в 1980-е годы в иудаизме не практиковали отмену пройденного гиюра. Как же так выходит, что государственные раввинатские суды, в которых председательствуют ультраортодоксальные раввины, получили такое право и иногда используют его?

Профессор Цви Зоар, автор книги «Гиюр и еврейская идентификация», пишет, что ни в каких галахических текстах не отмечается требование от гера, чтобы тот обязался соблюдать заповеди, как этого требуют сегодня ортодоксальные раввинатские суды. Наоборот, священные тексты Гмары четко отмечают — гиюр, даже пройденный из каких-то сторонних соображений, все равно котируется.

«Концепция намерения — это христианская идея, проникшая в иудаизм», — пишет Зоар.


Синагога в еврейском поселении Авигайль на Хевронском нагорье. фото: Роман Янушевский

«Это говорит о том, что между официальным государственным ортодоксальным гиюром и еврейской Галахой нет никакой связи, — резюмирует Шахар Илан. — Это также говорит о том, что ультраортодоксия — новое течение в иудаизме, которое изобретает свои правила. Это даже более реформистски настроенное течение, чем реформистский иудаизм».

По словам Илана, последний из духовных лидеров, кто осмелился сказать, что Галаха — это не то, чем руководствуются ультраортодоксальные раввины, был покойный Шломо Горен, бывший главный ашкеназский раввин Израиля, фигура очень уважаемая, но после этих слов к нему стали относиться как к реформисту. Вероятно по этой причине, считает Илан, нынешние раввины из национально-религиозного лагеря не осмеливаются громко критиковать ультраортодоксов — чтобы не оказаться париями.

«Суть гиюра — ложь, — продолжает Илан. — В этом суть современного ортодоксального гиюра в Израиле. В лучшем случае большая часть геров врут только тогда, когда их спрашивают про их намерение соблюдать заповеди, а по завершении процедуры они продолжают жить дальше добрыми светскими евреями. В худшем случае — если продолжат жить во лжи, исполняя заповеди Торы, например, посылая своих детей на учебу в религиозные заведения, хотя будь бы их воля, они так не поступили бы. Это современные «анусИм».

По мнению Шахара Илана, самое популярное течение в иудаизме — не ортодоксы и даже не реформисты, а светские. Реформисты — самое крупное организованное течение внутри иудаизма, но светских больше. Например, в Израиле их насчитывается более 40 процентов от общего населения страны. А если добавить к ним уважающих традиции («масортиим»), тогда уже и все две трети.

«Учитывая, что при таком раскладе не существует светского способа присоединения к еврейскому народу — это тотальный абсурд, — резюмирует Илан. — Если светский человек без принадлежности к другой религии хочет стать светским евреем, его вынуждают проходить религиозную процедуру, в течение которой он вынужден обманывать и обещать, что останется религиозным. Это просто нетерпимо и абсурдно!»

По словам Илана, рядовые израильтяне воспринимают репатриантов-неевреев по Галахе как своих. Однако узкие ворота в еврейский мир контролируются меньшинством в лице ультраортодоксальных раввинов, многие из которых, к тому же, противники сионизма. Поэтому следует создать светскую процедуру перехода в еврейство.

Отметим, что структур для неортодоксального перехода в иудаизм несколько, и ни одну из них главный раввинат не готов признать.

Другими альтернативами является прохождение гиюра в рамках общин консервативного или реформистского иудаизма. В отличие от проекта «Гиюр ке-Алаха», Министерство внутренних дел Израиля признает процедуру обращения в иудаизм, пройденную у реформистов и консерваторов.


Пещера Праотцев в Хевроне, фото: Роман Янушевский

Отчасти Шахару Илану вторит член попечительского совета «Сохнута» Алекс Сельский, который напоминает, что израильское Министерство внутренних дел Израиля учитывает репатриантов-неевреев или «неправильных» потомков евреев как «прочих», а государство — вместо того, чтобы ассимилировать их — отталкивает. В результате, часть из них через какое-то время покидают Израиль. Пришло время проявить галахическую гибкость, считает Сельский.

«Под официальное определение «прочих» в Израиле попадают репатрианты, которые в своей родной стране официально числятся евреями, имеют еврейское имя и даже страдают от антисемитизма, — отмечает Сельский. — Их считают там евреями и порой преследуют за это, и затем они репатриируются в Израиль, хотя у них есть возможность отправиться в Европу или Северную Америку, работают и служат в армии, но официальная статистика все равно приравнивает их к беженцам и трудовым мигрантам».

Алекс Сельский напоминает также, что на протяжении истории те, кто ненавидел, преследовал и угнетал евреев, не делали для себя различия, галахические перед ним евреи или не галахические.

«Разумеется, что часть из шести миллионов евреев, погибших в Холокосте, были такими, — продолжает Сельский. — Выжившим в Катастрофе и добравшимся до Израиля в послевоенные годы повезло, что тогда Закон о возвращении не давал галахическое определение еврейства, и всех прибывших записывали евреями. Поправки в текст закона были внесены только в 1970 году. А в 1990-е, с падением железного занавеса, часть выживших в Холокосте, проживавших до этого в СССР, репатриировалась в Израиль, и некоторых из них уже посчитали как «прочих».