Хроники поездки одного российского «Бука»: эксперты наконец нашли его

Мeждунaрoднaя группa Bellingcat oпубликoвaлa рeзультaты рaсслeдoвaния, рaсскaзaв, кaк eй удалось решить еще одну загадку в деле о российской ракетной установке «Бук», предположительно сбившей пассажирский самолет над Донбассом летом 2014 года.

Одним из последних пробелов в этой истории была закрашенная цифра бортового номера «Бука», замеченного в Донецкой и Луганской областях Украины в канун и день трагедии. До этого момента были известны лишь первая и последняя из трех цифр номера — «3» и «2». Команде Bellingcat удалось установить, что средняя — это тоже «3».

Теперь эта информация позволяет сузить круг людей, которые, возможно, имели непосредственное отношение к катастрофе. К тому же результаты расследования международной группы экспертов окончательно отметают подозрение о причастности к гибели «Боинга» украинских военных.

Небольшая предыстория: на опубликованных в 2014 году фотографиях «Бука», с которых начиналось расследование Bellingcat, его бортовой номер не виден. Однако после анализа других снимков установки номер позже удалось частично идентифицировать. На основании полученной информации члены группы тогда выяснили, что установка идентична одному из «Буков», замеченных при переброске в Ростовскую область в июле 2014 года.

Единственное, что мешало поставить точку в расследовании, это то, что и на снимках, сделанных в украинских городах, и на фотографиях «Бука», заснятого в России, отсутствовала средняя цифра бортового номера. Поэтому во всех материалах Bellingcat, посвященных катастрофе «Боинга», установку приходилось обозначать как «3Х2″.

За все время расследования эксперты нашли в профилях российских военных в социальных сетях фотографии практически всех «Буков» 53-й зенитно-ракетной бригады из Курска. Именно к этой бригаде был приписан тот злополучный «Бук» с номером «3Х2″. Ей же принадлежали и остальные машины из следовавшей в Ростовскую область колонны.

Известно, что первая цифра в бортовом номере «Буков» 53-й бригады обозначает дивизион (всего их три), последняя — порядковый номер установки (их также три в каждом дивизионе), средняя — номер одной из трех батарей.

Таким образом, поиски сузились до трех машин, которые могли бы иметь номера 312, 322 или 332. Для того чтобы установить, о каком именно «Буке» идет речь, члены группы провели огромную работу, сопоставив все малейшие детали имевшихся в их распоряжении снимков.

В конце концов они нашли еле заметные отличия, которые позволили установить точный номер «Бука», зашедшего на территорию Украины за день до катастрофы и замеченного очевидцами недалеко от места трагедии.

Всего таких особенностей нашлось семь: это форма повреждений боковых щитков гусениц, комбинации различных типов катков (полых и со спицами), характерная вмятина в левой боковой панели, различия в подключении кабельных соединений к лафету пускового устройства, белые отметки на боковых щитках гусениц, шрифт и пробелы между цифрами, а также формы и размер пятен масла и копоти у выхлопных отверстий.

Отличие первое: вмятина

Есть четкие фотографии боковых пластин «Бука 312″, «Бука 322″ и «Бука 332″. Сравнение формы пластин показало, что вмятина имеется только у «Бука 332″:


Сравнительный анализ боковых пластин «Буков» 312, 322 и 332


Сравнительный анализ боковых пластин «Буков» 312, 322 и 332

Отличие второе: кабели

У каждого «Бука» к лафету пускового устройства подключены кабели, однако переплетаются они на всех установках по-разному. Анализ фотографий показал, что такое сплетение проводов Бука, побывавшего на Украине, совпадает лишь с одной из установок 53-й бригады — все той же 332.


Сравнительный анализ кабелей «Буков» 312, 322 и 332


Сравнительный анализ кабелей «Буков» 312, 322 и 332

Отличие третье: катки

На фотографиях «Буков» видно, что у разных установок отличаются и катки. Сравнив, в каком порядке катки обоих типов чередуются на всех трех установках, эксперты вновь обнаружили полное совпадение лишь с одной из них — 332.


Сравнительный анализ катков «Буков» 312, 322 и 332

Окончательно подтвердить, что недостающая цифра в номере «Бука» «3Х2″ — именно тройка, позволил сравнительный анализ еще нескольких заметных на фотографиях деталей — формы масляных пятен и гари от выхлопных газов в районе выхлопного отверстия, ширины пробелов между цифрами номеров (они наносятся не одним трафаретом, а тремя разными, с цифрами «1», «2» и «3», поэтому расстояние между ними на разных установках не совпадает).

Как говорят авторы расследования, по отдельности ни одно из совпадений не позволяет утверждать, что в «Боинг» стрелял именно «Бук» с номером 332, однако вкупе собранная информация позволяет утверждать это практически наверняка.

Напомним, в опубликованном в октябре 2015 года Советом безопасности Нидерландов отчете утверждается, что «Боинг-777″ в Донецкой области Украины был сбит из установки «Бук» с территории, подконтрольной на тот момент боевикам ДНР.

Российские власти утверждают, что самолет мог быть сбит из украинского «Бука» с территории, неподконтрольной сепаратистам. В российских СМИ также активно муссируется версия, согласно которой по пассажирскому самолету выпустил ракету украинский истребитель, якобы замеченный в небе незадолго до катастрофы рейса MH17. Эта же версия упоминается в фильме «Би-Би-Си», посвященном конспирологическим теориям.

Жертвами катастрофы, произошедшей 17 июля 2014 года в небе над Донецком, стали 298 человек. Эта трагедия вошла в десятку самых крупных за всю историю авиации.