Мaлoизвeстный фaкт: прaктичeски всe еврейские праздники, кроме всего прочего, несут в себе неявный каббалистический смысл. При этом праздник Лаг ба Омер стоит здесь на особом месте.
Общеизвестно, что этот праздник посвящен Шимону бар Йохаю, автору главной каббалистической книги — «Зоар». Кроме того, считается, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни 24.000 учеников великого законоучителя, рабби Акивы. Шимон бар Йохай был одним из тех немногих учеников, которые остались в живых после этой эпидемии.
В день праздника принято разводить костры, веселиться и делать обряд халаке — первую стрижку мальчиков, достигших трехлетнего возраста. Эта традиция ведет свое начало со времен АРИ — великого каббалиста 16-го века.
Обращает на себя внимание несколько странное название праздника. На первый взгляд, аббревиатура слов «Лаг» и «ба Омер» ничего не выражают. На самом деле «Лаг» — две стоящие рядом буквы «ламед» и «гимел» — это число 33. Омер — это мера, а также сноп. Все название «Лаг ба Омер» чаще всего переводят, как «тридцать три дня отсчета». Речь идет об отсчете дней, который ведется от праздника Песах и продолжается до праздника Шавуот, который наступает на 50-й день.
Интересно, что в период отсчета существует обычай зачитывать из сидура (молитвенника) каждый день следующие слова: «пусть благодаря подсчету омера, который я сделал сегодня, исправилось то, что я повредил в сфире…», и называется сфира, соответствующая этому дню, например, Хесед.
Странные слова, настоящий смысл которых, как правило, скрыт от всех присутствующих, включая самого чтеца. В рамках этой статьи не ставилась задача объяснять каббалистические понятия, такие как сфира и Хесед. Вместе с тем из всего этого понятно, что всенародный праздник Лаг ба Омер, нашедший свое место в еврейском календаре, учрежден каббалистами и несет в себе много каббалистической информации.
Вышеперечисленные факты наводят на некоторые мысли.
Каббала чаще всего рассматривается как нечто мистическое, если не запрещенное. Вместе с тем ее изучают не только в кружках и на многочисленных курсах, но и на академическом уровне, в высших учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом.
К этому имеет смысл добавить, что именами каббалистов названы сотни улиц Израиля. Кто не слышал таких имен, как Гаон из Вильно, Бааль Шем Тов, Хаим Виталь, Рамхаль и др.
Теперь пусть кто-нибудь объяснит, как мы умудряемся относиться с подозрением к каббале и каббалистам, в то время как отмечаем учрежденные ими праздники, называем в их честь улицы, а саму каббалу изучаем в университетах?
Похоже, что с каббалистами такая же история, как вообще с евреями. Улицы в их честь называют, но любить не любят, а почему — толком никто не знает.