Oбычнo идeoлoгичeскoe прoтивoстoяниe мeжду зaпaдными кaпитaлистaми-дeмoкрaтaми и вoстoчными сoциaлистaми-aвтoритaристaми склaдывaeтся пo принципу «oт противного». Что хорошо для «советско-коммунистического блока», то автоматически плохо для Запада, и наоборот. Подлинное положение дел при этом зачастую не имеет значения, просто даже если Евтушенко вдруг против колхозов, то Бродский – за.
Если США поддерживают Южную Корею, то СССР – Северную. А равно Вьетнам, Афганистан и прочие раскалываемые таким образом надвое страны. Во многом благодаря навязчивому советскому влиянию немало стран Азии и Африки вошли в 21-й век пешком, в истрепанных портках и дырявых башмаках, с «калашом» на плече и промытым мозгом, исполненным желания взять все и поделить.
Если страны Запада против сирийского диктатора Асада, то Россия, разумеется, поддержит его всей широтой своей души, армии и бюджета.
Если западные русскоязычные СМИ вступаются за правдолюбца-Макаревича, то русский официоз гнобит знаменитого певца и музыканта, называя врагом России.
И даже если российский режим и общественное мнение против президента США Обамы и за кандидата Трампа, западный истеблишмент автоматически переключается на «антитрампизм».
И только по одному вопросу оба блока на протяжении десятилетий сливаются в идеологическом экстазе – по поводу Израиля и «угнетенных палестинцев». Казалось бы, если Советский Союз гнобит Израиль и ратует за арабов, то Запад, особенно после Второй мировой войны и мюнхенской олимпиады, должен воспринимать Израиль как часть своей системы ценностей, а конфликт еврейского государства с арабами – как нечто вроде войны НАТО в Югославии за демократические ценности, против тоталитарных лидеров-самодуров, угнетающих собственный народ.
Однако поди ж ты – нелюбовь европейцев к тоталитаризму и варварству, когда те практикуются у них под боком, ничуть не противоречит болезненному пристрастию к таковым, когда они происходят за тридевять земель и причиняют проблемы не им, а другим цивилизованным людям.
К 70-летию Израиля русская служба «Би-би-си» поместила материал об «основных моментах» израильской истории. Уже второй пункт выглядит странно – он не имеет отношения к израильской истории, зато тиражирует новейшие арабские мифы.
«Сотни тысяч палестинских арабов бежали или были изгнаны из своих домов в ходе войны, последовавшей за созданием Израильского государства. Именно тогда возникла проблема палестинских беженцев, которая не решена и по сей день», — пишут не слишком исторически подкованные сотрудники «Би-би-си».
Хочу просветить авторов этого материала – в первой половине XX века из-за войн и прочих исторических пертурбаций с места на место вынужденно и добровольно перебирались огромные человеческие массы. И ни у кого даже мысли нет называть сейчас таких людей или их потомков беженцами. Все они давным-давно граждане тех стран и законные жители тех местностей, где обосновались в свое время. Кроме «палестинских беженцев», которые присвоили сами себе этот статус навечно. Однако это не значит, что их так должны называть объективные и профессиональные журналисты. Это во-первых.
Во-вторых, подавляющее большинство арабов никуда не бежало, поскольку им ничего не угрожало, если они не выступали с оружием против властей. Они просто эмигрировали, так как не могли смириться с тем, что будут жить в еврейском государстве. Из 390 тысяч арабов, проживавших на территории, выделенной ООН под еврейское государство, 150 тысяч вообще никуда не поехало, оставшись в Израиле. Другие попросту переехали в Иудею и Самарию (180 тысяч человек), а также в Газу (60 тысяч человек), то есть на территорию будущего арабского государства. Ну а то, что вместо создания этого самого арабского государства данные территории были оккупированы Египтом и Иорданией и что там переехавшие, вместо того, чтобы стать законными гражданами своего собственного государства, стали «беженцами» – это уже проблема арабов, не выполнивших решение ООН.
Там более, что уезжать из только что созданного еврейского государства арабов призывали сами арабские лидеры. Арабов побережья попросили «очистить территорию, чтобы не мешать вторжению арабских армий». Высший арабский совет поддержал уход арабов, проживавших в Яффо, Хайфе и Иерусалиме.
При этом в пределах «зеленой черты», как уже говорилось, осталось 150 тысяч арабов, не внявших советам своих лидеров – с ними ничего не стало, они прекрасно живут и процветают, плодятся и размножаются, пользуются всеми правами, и число израильских арабов — уже порядка двух миллионов.
Посему считать сейчас арабов, уехавших в свое время из Израиля (а тем более их потомков) беженцами – это все равно что считать беженцем, скажем, меня и моих детей (буде таковые появятся) с вечным правом на пятикомнатную квартиру в Москве. И писать про это на «Би-би-си» к юбилею Израиля.
Но есть и более серьезные претенденты на статус беженцев – после создания еврейского государства 800 тысяч (!) евреев, оставив в арабских странах имущества более чем на 200 миллиардов долларов, бежали от преследований, в основном, в Израиль (765 тысяч). Их объявляли вне закона, синагоги превращали в мечети, их грабили и убивали, их обкладывали специальными налогами. Фактически это была этническая чистка – до 1948 года в арабских странах за пределами Палестины проживало более 800 тысяч евреев. К концу 20-го века в Ираке осталось 34 еврея, в Алжире – ни одного (в 1948 году там было 140 тысяч евреев), В Египте – менее 90 (там было 100 тысяч евреев), в Йемене – менее 500 (было 110 тысяч), в Марокко – менее 4000 (было 300 тысяч евреев), в Сирии – менее 100 (было 40 тысяч евреев).
Арабские страны провели подлинную этническую чистку, «выдавливая» евреев всеми возможными способами и при этом присваивая их имущество, как впоследствии это делал СССР. Иракское правительство, например, разрешало евреям покидать страну только без права возвращения и только взяв с собой не более 10-16 долларов. В Сирии всех евреев уволили из госучреждений, ограничили им свободу передвижения и установили на границе патрули по отлову тех, кто пытался перебраться через границу. В Египте прокатилась волна репрессий и погромов, усугубившихся с приходом Насера. В Алжире суды поставили евреев вне закона, разрешив бойкотировать их коммерческие заведения и обложив их особым налогом.
Если провести аналогию с «палестинскими беженцами», все эти люди и их потомки — по сути беженцы, имеющие право на возврат конфискованного у них имущества на сотни миллиардов долларов и на потерянные земли общей площадью более 100 тысяч квадратных километров, то есть в несколько раз больше, чем вся территория Израиля.
Поэтому хотелось бы попросить коллег из «Би-би-си» профессиональней подходить к вопросу и избегать стереотипов, типичных для арабской пропаганды, но мало
приличествующих профессиональным журналистам.
Например, с точки зрения израильской истории второй пункт мог бы выглядеть так: «В результате гонений и преследований в арабских странах после создания еврейского государства без малого миллион еврейских беженцев перебрался в Израиль, лишившись всего имущества. Эта проблема была решена кровью и потом евреев, однако арабам не мешало бы восстановить справедливость и вернуть еврейским беженцам то, чего их незаконно лишили, действуя фактически гитлеровскими методами».
Если называть уехавших из Израиля в первой половине прошлого века палестинских арабов и их потомков беженцами, то так же придется называть еще десятки миллионов людей, находящихся в аналогичных обстоятельствах на протяжении последних ста лет, а это абсурд. Не надо плодить лишний абсурд, его и так хватает в нашем безумном мире.
Автор: Андрей Харазов