(Нaчaлo)
Рaзнoглaсия пo принaдлeжнoсти культoвыx мeст и симвoлoв
Eсли рaссмoтрeннaя истoричeскaя стoрoнa вoпрoсa в цeлoм мoжeт быть oцeнeнa и принятa в oбсуждeнии рaзнoглaсий, тo сaкрaльнaя чaсть сущeствующeй прoблeмы стaлa нaибoльшим кaмнeм прeткнoвeния в пoискe кoмпрoмиссныx рeшeний. Иeрусaлим, гoрoд eдинoгo фундaмeнтa мирoвыx рeлигий нaряду с другими рeлигиoзными святынями Пaлeстины — вoт тo, чтo придaeт спoру o тeрритoриaльныx прaвax oсoбую остроту.
Для мусульман всего мира святость Иерусалима неоспорима, но в Коране Иерусалим не упомянут [28] /69/. Основным аргументом в решении вопроса о принадлежности Иерусалима (в мусульманском мире — Байтульмукаддаса) является мечеть Аль-Акса, третья по значимости святыня ислама [29]. Название мечети переводится как “Дальняя мечеть” и указывает на расстояние между ней и Масджид аль-Харам — Заповедной мечетью, находящейся в Мекке. История создания этой святыни уходит в далекое прошлое. Первоначально мечеть была небольшим молитвенным домом, построенным в 636 году халифом Умаром ибн аль-Хаттабом на развалинах разрушенного римлянами иудейского Второго Храма [30] /92, 93, 94/. Впоследствии халифом Абдул-Маликом ибн Марваном начаты работы по расширению мечети, которые были закончены его сыном Аль-Валидом в 705 году. Землетрясением 746 года мечеть полностью разрушена и в 754 году восстановлена халифом из династии Аббасидов Аль-Мансуром, а затем в 780 году реконструирована его преемником аль-Махди. Землетрясение 1033 года разрушило большую часть Аль-Аксы, но два года спустя халиф Али аз-Зихир построил другую мечеть, которая стоит по сей день. Сегодня Аль-Акса — это мусульманское название Храмовой горы и комплекса мечетей [31], построенных на месте разрушенного иудейского Второго Храма /93/. Во время периодических реконструкций различные правящие династии арабского халифата внесли отдельные изменения в конструкцию мечети, включая купол, фасад, минбар, минареты и пр. Реконструкции и ремонты мечети были и в более поздних столетиях /94/.
В Иерусалиме сохраняются другие памятные для мусульман места, связанные с почитаемыми в исламе пророками, в том числе Ибрахимом (библейским Авраамом), Сулейманом (библейским Соломоном), Якубом (библейским Йаковом), Закарием, а также колыбель чтимого в исламе Иисуса /97/. Наряду с мечетью Аль-Акса в исламе особо отмечена мечеть “Купол Скалы”.
Следует заметить, что культовые памятники Иерусалима и ряда других мест на территории Палестины относятся к персонажам древнего иудаистского Ветхого Завета, заимствованным христианством и исламом и почитаемым последним под измененными именами: библейский Авраам стал в исламе Ибрахимом, Давид — Даудом, Соломон — Сулейманом, Моисей — Мусой [32], [33], [34].
В оценке сакральной значимости Иерусалима для мусульман и иудеев важна такая деталь: мусульмане в молитве обращают лицо к Мекке, иудеи — к Иерусалиму [35] /69, 68, 132/.
Сегодня к палестинским беженцам относят 4,7 млн. человек /42/, однако по мнению некоторых авторов только 1% из них являются беженцами в общепринятом значении этого термина /54/. Свыше миллиона живут в лагерях Сирии и Ливана /49, 105/, причем в последнем условия проживания существенно хуже, чем на Западном берегу реки Иордан /49/. Все же арабский мир видит проблемы арабского населения Палестины именно в существовании государства Израиль. Поскольку наряду с арабами мусульмане Ирана и других народов ислама призывают к уничтожению Израиля, некоторые авторы считают, что мусульманские народы вообще не хотят иметь на Ближнем Востоке немусульманское государство /27, 49, 134, 135, 150, 151, 153/.
Итоги сказанного
1. Еврейское присутствие на земле Палестины возникло в середине второго тысячелетия до н. э. и с этого времени сохраняется там постоянно: с XI века до н. э. по I в. н. э. и с середины XX века по настоящее время — в форме еврейских государств, в прочие периоды — в племенных поселениях в рамках еврейской религии, языка и культуры. Постоянное проживание евреев на этих землях на протяжении трех тысяч лет позволяет определить их как коренное население Палестины.
2. Неопределенность содержания понятия “палестинец” (палестинский народ) допускает несколько трактовок исторического присутствия палестинцев в доказательство их права на эти земли.
Версия 2.1. Если рассматривать палестинцев как отдельный народ, то следует признать формирование его на земле Палестины из представителей разных этносов и религий, живших там с позволения захватывающих в тот или иной период власть над Палестиной иудейских монотеистов, римских язычников, персидских мусульман-шиитов, византийских язычников и христиан, арабских мусульман-суннитов, христиан-католиков крестоносцев, турецких мусульман-суннитов и др. Государства, именуемого Палестинским, не существовало, нет и не было палестинского языка и самобытной палестинской культуры /154, 155/.
Версия 2.2. Если рассматривать палестинцев как потомков хананеев, то северные (приморские) хананеи, именовавшиеся финикийцами, жили на входящей тогда в состав Палестины территории современного Ливана и в настоящее время, ассимилировавшись среди арабов, являются частью населения Ливана. Южные (горные) хананеи подверглись метисации с местными племенами и впоследствии растворились среди финикийцев или племен, живших на входящей тогда в состав Палестины территории Сирии; в настоящее время, ассимилировавшись среди арабов, они являются частью населения Сирии. Государства у хананеев не было.
Версия 2.3. Если рассматривать палестинцев как арабов, то появление арабов в Палестине датируется VII веков н. э., т. е. почти через два тысячелетия после заселения там евреев.
В каждой из рассмотренных версий одно остается неизменным — история не знает государства палестинского народа, палестинского языка, палестинской культуры.
3. По критерию приоритетности заселения территории сформировавшимся этносом в рамках его государственного устройства (по историческому праву) евреи Израиля имеют приоритет в праве на территорию Палестины, с которой они наследственно связаны 3-тысячелетней историей.
4. Говорить о восстановлении Палестинского государства в границах до 1967 года неправомерно в связи с тем, что такого государства не было ни в этих границах, ни в каких-либо иных.
5. С XI века до н. э. по I в. н. э. в течение тысячелетия Иерусалим был столицей еврейского государства /11/. Поскольку ничьей иной столицей Иерусалим не был, говорить о восстановлении Иерусалима в качестве столицы какого-либо государства, кроме еврейского, также неправомерно.
6. Культовые символы иудаизма в Иерусалиме и ряде других мест на территории Палестины относятся к персонажам и памятникам древнего иудаистского Ветхого Завета, заимствованным христианством и исламом и почитаемым в этих религиях под измененными именами и названиями (иудейский Авраам стал в Исламе Ибрахимом, Давид — Даудом, Соломон — Сулейманом, Моисей — Мусой).
7. Главная святыня ислама мечеть Аль-Акса и Мечеть Скалы построены на месте разрушенного Второго Храма — главной святыни иудаизма, воздвигнутой евреями в столице Иудеи городе Иерусалиме с основанием там иудейского храма три тысячи лет назад.
8. В Восточной части Иерусалима Старом городе находятся культовые памятники трех мировых религий (иудаизма, христианства и ислама) — Храмовая гора, Стена Плача, Голгофа, Храм Гроба господня, комплекс Аль-Харам аль-Шариф с мечетью Аль-Акса и Мечетью Скалы, множество церквей, сакральные места и др.
Таким образом, факты истории заставляют говорить о приоритетности появления евреев на территории Палестины. Культовые места и персонажи иудаизма, взятые позднее в христианство и ислам, также по приоритету являются прежде всего еврейскими.
Пути решения
Можно представить себе несколько путей решения ближневосточной проблемы с отчетливым осознанием того, что любой из них неизбежно вызовет противодействие внутри каждой стороны по причинам религиозным, политическим или шовинистическим.
Вариант 1. Аннексия Израилем территорий Западного берега реки Иордан и сектора Газа
Мир знает много случаев силового решения территориальных споров. США в 1810 году аннексировали часть территории Западной Флориды, в 1845 году — Республику Техас, в 1846 году — республику Калифорния, в 1898 — Гавайские острова /108, 109, 110, 111/. Великобритания в 1833 году аннексировала Фолклендские острова, в 1914 году — Кипр /112, 113, 114/. В 1848 году Франция захватила Алжир, в 1863 году Испания — Доминиканскую республику /110, 115, 116/. Япония в 1879 году захватила острова Рюкю, в 1910 — Корею /117, 118/. В 1938 году Германия аннексировала независимую Австрию /119/. В 1961 году Индия оккупировала и аннексировала Португальскую Индию, в 1975 году — Сикким /120, 121, 122/. В том же 1975 году Марокко оккупировала и аннексировали Испанскую Сахару /123/, а Индонезия аннексировала Восточный Тимор /66/. В истории Советского Союза был захват прибалтийских республик, частей Финляндии и Польши /122/. Приведенный перечень может быть продолжен.
Такое решение вызовет протест мусульманских стран с возможными экономическими санкциями мирового сообщества в отношении Израиля. Другим последствием для Израиля [36] явится значительное возрастание в Израиле доли граждан нееврейской национальности, что при больших темпах прироста мусульманского населения в сравнении с темпами прироста еврейского населения /75, 60, 39/ и определенном “Декларацией независимости” равноправии граждан всех этнических групп вне зависимости от их вероисповедания /41/ приведет в близкой перспективе к мусульманскому большинству в Кнессете и утрате Израилем статуса еврейского государства. Уже с момента принятия подобного решения возможен значительный всплеск терроризма внутри страны, особенно в зонах специфического скопления еврейского населения. При высокой доле правонарушений, совершаемых в настоящее время палестинскими арабами /106/, вырастет бытовая преступность. Изменятся условия проживания граждан. У государства возникнет необходимость компенсировать нынешние миллиардные дотации дефицитного бюджета Западного берега реки Иордан и сектора Газа /74/. В повестку дня будут поставлены многие новые неотложные задачи, потребующие усилий общества и ресурсных вложений.
Вариант 2. Создание на территории Палестины еврейского государства Израиль в границах после 1967 года и Палестинского государства в границах территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа [37], [38]
Создание Палестинского государства даст палестинскому народу шанс на построение независимого общества, религиозного или светского — по выбору населения. Трудностей на этом пути встретится немало. Объем материальной и денежной помощи мирового сообщества, поступающей сегодня палестинскому народу, вряд ли будет сохранен после решения территориальных споров. Можно предвидеть будущие хозяйственные проблемы Палестинского государства и его социальные проблемы вплоть до гуманитарной катастрофы. Неизбежными кажутся внутренние политические противоречия, связанные с изменением статуса территориального образования.
Для Израиля это решение обернется внутренними проблемами с его гражданами, живущими в поселениях на территориях Западного берега реки Иордан и сектора Газа /107, 39/. Возможные трудности хозяйства и социальные противоречия возникшего в непосредственном соседстве Палестинского государства способны перерасти в вооруженное противостояние, подогретое религиозным фанатизмом, внешней и внутренней пропагандой. В таком случае террористические атаки исламских фундаменталистов на Израиль с территории Палестинского государства могут вынудить его в качестве ответных мер использовать свой опыт 1967 года и опять прибегнуть к оккупации, а затем и к аннексии отведенной Палестинскому государству территории. Эти действия приведут к человеческим жертвам с двух сторон и значительным экономическим затратам, но в отличие от результатов военных действий 1967 года не могут быть оспорены, явившись мерами по обеспечению безопасности утвердившегося во времени государства с устойчивой экономикой и сформированной структурой при наличии перманентной угрозы со стороны ближайшего соседа. В конечном счете это решение либо даст народам Палестины шанс на развитие добрососедских отношений, либо сдвинет баланс сил в патовой ближневосточной ситуации в сторону легитимности возникающего положения.
Мнение автора
Современное международное право трактует аннексию как один из видов агрессии и теоретически влечет за собой международную правовую ответственность, хотя на практике это положение труднореализуемо /111/. Но не менее важно другое: даже при историческом приоритете евреев было бы неправильно изгонять палестинцев с земли, где некогда жили они и их предки. Это противоречит принципу справедливости, веками формировавшемуся в мировоззрении евреев. Люди, именуемые палестинцами, сегодня вправе наряду с евреями жить на земле Палестины. А сакральные символы, священные в нескольких культах, должны быть равнодоступны для адептов заинтересованных религий.
Подход с позиции гуманизма и здравый смысл позволяют рассматривать следующие шаги к мирному урегулированию ближневосточной проблемы.
1. Признать право обоих народов, евреев и палестинцев, на проживание в ближневосточном регионе в рамках двух раздельных государств, еврейского и Палестинского.
2. Признать факт существования в ближневосточном регионе государства Израиль и Палестинского государства [39], [40], [41], как не подлежащий переосмыслению.
3. Считать Иерусалим неотъемлемой частью Израиля по историческому приоритетному праву Израиля и учитывая, что Иерусалим за весь период его существования был столицей этнического еврейского государства и никакого иного.
4. В связи с расширением границ Иерусалима [42] в ходе его исторического развития уточнить и определить его современные границы.
5. Признать историческую первичность в Иерусалиме культовых мест иудаизма по отношению к культовым местам христианства и ислама при их полной равнозначности.
6. Признать культовые места и памятники на территории Иерусалима и в целом ближневосточного региона достоянием и собственностью соответствующих конфессий, требующими равноуважительного отношения всех сторон, а также культурными ценностями всего человечества.
7. Государству Израиль и Палестинскому государству, на чьих территориях окажутся культовые места и памятники, по согласованию с представителями соответствующих конфессий обеспечить необходимый безопасный доступ к ним, условия надлежащей эксплуатации и поддержания этих мест и сооружений, окружить культовые места вниманием и должным уважением.
8. Израилю и Палестинскому государству провести размежевание, исходя из границ Палестинского государства в пределах территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа.
9. Государству Израиль и Палестинскому государству прекратить взаимные претензии, признать суверенитет друг друга и право жить в мире и безопасности в согласованных границах, не подвергаясь угрозам силой или ее применению.
Литература
1. Бабурин Сергей. Мир империй. Территории государства и мировой порядок, (сохраненная копия)
2. Палестина. WikiZero, (сохраненная копия)
3. Дубнов С. М. Краткая история евреев
4. Лаговский Владимир. Ученые поняли, откуда на Земле взялись евреи. (Электронный ресурс). Комсомольская правда, 10.06.10.
5. Колмановский Илья. Генетика решила все загадки истории евреев. Сноб, 11.06.10, (сохраненная копия)
6. Лифшиц Григорий. О генетике евреев
7. Электронная еврейская энциклопедия
8. Исход (Электронная еврейская энциклопедия)
9. Библия, Ветхий завет, Первая книга Моисея “Бытие”, 11:31. Изд. Российского библейского общества, 2014.
10. Штейнер Евгений. Плиштим, филистеры и мы, 10.12.12
11. Авдиев Всеволод. История Древнего Востока. Изд. Рипол Классик, 2013; 708.
12. Рейдель Мирон. Факты есть факты. Откуда взялись Палестина с палестинцами и куда делись. Независимое международное Интернет-издание “Кругозор”, апрель 2011, (сохраненная копия)
13. “Палестинский народ” был полностью выдуман КГБ (Общественно-политический журнал “Эхо России”), 20.10.15
14. Иудейская война 66-70 гг. (Русская историческая библиотека)
15. Библейский словарь Нюстрема, 1985, hhtp://slovar-nustrema (сохраненная копия)
16. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (под ред. И. Е. Андреевского). Семеновская Типо-Литография, С.-Петербург, 1800.
17. Вавилония и Ассирия (Энциклопедия Кругосвет)
18. История еврейского народа с XVIII века до н. э. до I века н. э., (сохраненная копия)
19. Падение Израильского царства и десять пропавших колен Израиля
20. Иерусалимский Храм. История
21. Сорокин В. Маккавейские войны и государство Хасмонеев. Библия-центр
22. Освободительные войны Хасмонеев (167-140 гг. до хр. веры), tinlib.ru
23. Бар-Кохбы восстание (Электронная еврейская энциклопедия)
24. Сирия Палестинская
25. Кац Александр. Евреи после разрушения Храма. ВикиЧтение
26. Иерусалим. Страницы истории
27. Палестина: ее значение для мусульман. Журнал “АНСАР”, 22.06.2011
28. Третий крестовый поход (Парадоксы истории) (сохраненная копия)
29. Монголы — защитники гроба господня? (Исторический альманах “Лабиринт времени”)
30. Израиль. Земля Израиля “Эрец-Исраэль”, исторический очерк. Электронная еврейская энциклопедия
31. История Палестины (сохраненная копия)
32. Александр Синельников. Какой мир творят миротворцы (сохраненная копия)
33. Государство Палестина. WikiZero (сохраненная копия)
34. Причины изгнания евреев их разных стран мира. LiveJornal, 02.12.2013
35. Холокост (Энциклопедия холокоста) (сохраненная копия)
36. 181-я Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года №181. Викитека
37. Будущее Правительство Палестины, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года № A/RES/181 (II). Викитека
38. План по разделу Палестины. Узнай Израиль. История (сохраненная копия)
39. Западный берег реки Иордан. Википедия
40. Арабо-израильский конфликт окружает множество искажений
41. Декларация независимости Израиля (Электронная еврейская энциклопедия)
42. Яременко Валерий. Советская война за независимость Израиля. Журнал “Национальная оборона”, 2010 год, №12
43. Толковый словарь русского языка (под редакцией Д. Н. Ушакова), том I. Изд. Терра, М., 1996.
44. Иерусалим
45. ………….
(В условиях журнальной публикации мы не смогли привести здесь полный список литературы со ссылками на источники. Редакция)
Примечания
[28] В иудейской библии (Ветхом Завете) Иерусалим упоминается свыше 700 раз /68/.
[29] Есть данные о подмене понятий. Утверждается, что мечеть Аль-Акса, упомянутая в Коране только один раз, расположена в другом месте — вблизи деревни Джирран между Меккой и Таафом на территории Аравийского полуострова в Саудовской Аравии /4/.
[30] Парадоксально утверждение отдельных исламистов о том, что мечеть Аль-Акса построена “его светлостью Сулейманом ибн Даудом”, т. е. еврейским царем Соломоном, жившим за полторы тысячи лет до возникновения ислама и построившего иудейский Первый Храм в Иерусалиме /87, 88/. Другие знатоки ислама заявляют, что мечеть Аль-Акса “построена в то же время, в которое была построена мечеть Аль-Харам в Мекке” /89/. Строительство главной в исламе мечети Аль-Харам ученые, в том числе знатоки ислама, относят к 638 году /90/, к начальному периоду после возникновения ислама и завоевания мусульманами Мекки в 630 году н. э. /91/. До того почти за два тысячелетия там, где сооружена мечеть Аль-Акса, возникли иудейский Первый Храм, затем Второй Храм.
[31] Исходное название Храмовой горы в исламе — Аль-Харам-аль-Шариф (т. е. святое и благородное место) /95, 96/. После “Шестидневной войны” из опасения воссоздания иудеями на Храмовой горе синагоги защитники ислама отказались от традиционного наименования этого места и распространили название Аль-Акса на всю Храмовую гору /86/.
[32] Трансформация и приватизация сакральных канонов представителями более поздних конфессий не редкость. Основатель христианства обрезанный иудей Иисус стал в исламе пророком Исой ибн аль-Масих и, как заявил Хусам Зомлут, советник председателя ПНА и Посланник ПНА в США, в его декабрьском 2017 года поздравлении с Рождеством, мог родиться только у палестинской женщины /69, 98/. Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам (UNRWA) пошло дальше этого и в поздравительных открытках к Рождеству назвало Иисуса и его семью палестинскими беженцами: “Истинная история Рождества началась более двух тысяч лет назад с палестинской семьи (иудеев и граждан еврейского государства Иудеи — прим. автора), искавшей убежище” /98/.
[33] Порой встречаются откровенно мифические информационные вбросы. Так, в Интернете размещена следующая информация:
“Город Иерусалим был выбран по велению Аллаха Пророком Даудом (Давидом) (мир ему) в десятом столетии до рождества Христова. После этого его сын пророк Сулейман (Соломон) (мир ему) построил мечеть в Иерусалиме согласно откровению, ниспосланному ему Аллахом. В течение нескольких столетий многие пророки и посланники Аллаха использовали эту мечеть для поклонения Аллаху. Она была разрушена вавилонянами в 586 г. до рождества Христова” /131/.
Возможно, аудитория, которой адресованы эти сведения, допускает, что можно выбрать Иерусалим “велением Аллаха” за 1700 лет до появления ислама, возникшего в VII веке нашей эры. Вот только пророк Дауд, именуемый в Ветхом Завете Давидом, является прямым потомком Исаака, сына Ибрахима (в Ветхом Завете — Авраама) и единокровного брата Исмаила (в Ветхом Завете — Ишмаэля). На этих братьях родство евреев и мусульман разошлось: от Исаака пошли евреи, а от Измаила мусульмане /68, 132/. Мог ли Аллах для воплощения своих замыслов выбрать иудея Исаака, его сына иудея Давида и его внука иудея Соломона вместо будущего мусульманина Исмаила и его обращенных в ислам (много веков спустя) потомков?
[34] Еще один пример ревизии Библии современными мусульманскими толкователями содержится в работе Мухаммеда Али аль-Фарра (газета “Аль-Иттиха”, ОАЭ, 2002):
“В Коране подтверждается, что Ибрахим, его дети и внуки не были иудеями, об этом говорится в суре “Бакара”(“Корова”), аят 140: “Или вы скажете, что Ибрахим, и Исмаил, и Исхак, и Йакуб, и колена были иудеями или христианами?” /цитируется по ссылке в работе 99/.
Оставляя без внимания вольную авторскую вставку Исмаила в библейский список после Ибрахима (т. е. библейского патриарха Авраама) впереди Исаака и Яакова, отмечу, что свою мысль он обосновывает цитатой из священного Корана, возникшего спустя более тысячи лет после первоисточника — Библии /100/.
Идея происхождения арабов от Авраама, Исаака и Яакова (Йакуба) принадлежит Мухаммеду. Вставляя в библейскую фразу “Бог Авраама, Исаака и Яакова” имя Ишмаэля, он позиционирует их всех, как прародителей арабов /99/, вытесняя евреев из иудейского монотеизма (?!). Подобные утверждения не безобидны в территориальных притязаниях. Из сказанного следует, что Исмаил, если он законный старший сын Авраама, был без основания лишен права наследования. А потому вся земля Ханаана в Палестине (Эрец Исраэль) “по праву” принадлежит законному наследнику Авраама Ишмаэлю, т. е. арабам. А потому, по мнению авторов этого мнения, евреи не имеют прав на землю Ханаана, которую по инерции мышления и политическим целям продолжают называть Эрец Исраэль /99/. Такая трактовка охотно принимается не слишком просвещенной толпой. Но, как отмечают исследователи вопроса, не учитывает такую деталь — дети от наложниц и рабынь считались незаконнорожденными и не наследовали власть и/или имущество отцов при наличии законнорожденных наследников /99/. В сакральном пространстве эта мысль подтверждается цитатой из Библии: “И отдал Авраам все, что было у него, Исааку, сыну своему. А сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в страну восточную” /101/.
В предлагаемой версии происхождения арабов от Авраама, Исаака, Яакова и их потомков просматриваются и иные несообразности. Как известно, именно Авраам принял единобожие и привел к нему своих потомков, ставших на этом основании иудеями. Со времени Авраама у его потомков евреев практиковалось обрезание лиц мужского пола (брит мила), как символ их обета Богу. Обрезанию подвергся Авраам и все его сыновья. И родоначальник арабов Исмаил, сын Авраама, подвергся обрезанию /102/. Логично предположить, что уже с этого времени потомки Авраама и Исмаила, т. е. арабы должны были быть в монотеизме. Однако еще тысячу лет, до VII века нашей эры, арабы оставались язычниками. И только Мухаммед привел их к Аллаху /103/, после чего перешедшие в ислам арабы тоже приняли системную практику ритуального обрезания (хитан) /104/. Возможны два объяснения такой ситуации: либо Исмаил и/или его потомки отошли до времени Мухаммеда от монотеизма к язычеству, либо потомки Исмаила и арабы являются разными племенами, слившимися некогда в языческий конгломерат, просуществовавший в многобожии до эпохи Мухаммеда /99/. Оба объяснения позволили бы лучше понять, как часть арабского этноса пришла к христианству.
[35] Сегодня ориентиром во время молитвы (у мусульман — кибла) является: для мусульман всего мира — Кааба главной мусульманской мечети Масджид аль-Харам в Мекке /132/, для иудеев — место, где стоял Иерусалимский Храм /133/. Храмовая гора в Иерусалиме, где впоследствии построена мечеть Аль-Акса, была киблой на раннем этапе пророчества Мухаммеда в течение 13 лет с 610 по 623 годы /137/.
[36] Представляется, что руководство Израиля могло бы несколько смягчить протестные настроения своего общества и разделить ответственность за выбор решения с гражданами страны путем референдума. Для этого придется каждой группе населения предварительно разъяснить, чем обернется для нее то или иное решение в оплате труда и пособиях, в медицине, образовании, передвижении, в безопасности и в условиях исполнения религиозных предписаний, в зарубежных перемещениях и пр. За точность предсказанных последствий руководителям страны придется потом отвечать перед своими гражданами.
[37] С учетом реально сложившейся ситуации.
Израиль создан своевременно в отведенных ему границах во исполнение решения ООН, арабское государство создано не было. Отражая затем возникшую агрессию блока арабских государств, Израиль обеспечил свой суверенитет и безопасность своих граждан оккупацией арабской части бывших подмандатных земель Британской империи, предназначенных ООН для еврейского и арабского государств. Часть выделенных арабскому государству земель оккупированы Трансиорданией и Египтом, выступившими в этом случае агрессорами. В 1967 году, отстаивая свое существование перед новой угрозой со стороны соседей, Израиль взял под контроль Западный берег реки Иордан и сектор Газа и впоследствии принял иные меры для обеспечения своей безопасности. Сегодня эта диспозиция стала свершившимся фактом.
[38] Серьезные трудности вызовет обособленность друг от друга раздельных территорий такого Палестинского государства. Решением может явиться равноценный размен земель между ним и Израилем. При всех связанных с этим чрезвычайных сложностях такое решение определило бы предпосылки подлинного суверенитета и добрососедских отношений.
[39] Вариант
Отойти от плана создания Палестинского государства. Передать, полностью или частично) территорию Западного берега реки Иордан с ее арабским населением (2,1 млн. человек) под юрисдикцию Иордании, территорию сектора Газа с ее арабским населением (1,8 млн. человек) — под юрисдикцию Египта сообразно статусу этих земель в период 1949-1967 годов /40/. Такое решение может встретить понимание и поддержку Иордании, особенно при условии некоторой материальной компенсации со стороны Израиля арабским переселенцам и Иордании /82/.
Евреев-поселенцев Западного берега реки Иордан (около 500 тысяч человек /60/) переселить на территорию Израиля с полной компенсацией Израилем понесенных ими материальных издержек и полученного морального ущерба.
Это непростое решение позволило бы уйти ряда других проблем, которые вызовет создание независимого Палестинского государства.
[40] Мелькнувший в средствах массовой информации вариант возвращения Палестинским территориям за пределами Израиля статуса подмандатных (подопечных) территорий ООН с передачей их в управление ЕС, Великобритании или США /145, 146/ представляется автору неверным и опасным. Опыт использования миротворческих войск ООН для нормализации чрезвычайных ситуаций в подопечных ООН регионах нельзя считать удачным — Корея (50-ые годы прошлого столетия), арабо-израильский конфликт 1956 года, Ливан (1958 год), Конго (1960-1964 годы), Йемен (1963-1964 годы), Доминиканская Республика (1965-1966 года) и т. д. /147/. При реализации этого сценария подопечная ООН территория Палестины в короткий срок станет оплотом мирового мусульманского терроризма, с которым ООН не справится, а Израиль не сможет бороться на независимой от него территории под международным статусом.
[41] Вариант
Израиль стоит перед проблемой роста доли арабского населения в стране, что плохо согласуется с еврейским характером государства. Последующий выбор решения ближневосточной проблемы вряд ли изменит ситуацию и может повлиять только на величину этой доли и абсолютные темпы прироста арабского населения. В такой связи можно предложить сегодняшним арабским жителям Израиля добровольное переселение в арабские страны, готовые принять своих соплеменников на условиях полной денежной компенсации принимающим странам и переселенцам.
[42] Вариант
Создать в пригороде Иерусалима Абу-Дис анклав (эксклав Палестинского государства или Саудовской Аравии), как это имеет место, например, на территории Киргизии, где размещен религиозный анклав Шахимардан /124/. Такое решение, созвучное предложению Саудовской Аравии и позиции США /125, 126/, могло бы способствовать сглаживанию напряжения между сторонами по сакральным вопросам.
Приложение к статье «Кому принадлежит Иерусалим?»
Основные силы, заинтересованные в решении или сохранении ближневосточного конфликта, и их возможный интерес (мнение автора)
(В связи с невозможностью привести исходный авторский текст в виде таблицы публикуем его ниже в свободном формате).
1 Граждане Израиля всех этносов и конфессий:
1.1. Безопасность.
1.3. Доступная эффективная медицина.
1.4. Доступное качественное образование.
1.5. Уверенность в своем этническом праве.
1.6. Свободное перемещение по территории своей страны.
1.7. Уверенность в своем будущем и будущем детей.
2. Религиозные граждане Израиля всех конфессий — иудеи, мусульмане, христиане и др.:
Уважительное отношение общества к их религиозным обычаям.
3. Светские граждане Израиля всех этносов:
Комфортность существования без проблем, создаваемых отправлением любых религиозных культов и религиозным фанатизмом.
4. Религиозные евреи Израиля, включая ортодоксов:
4.1. Владение Иерусалимом.
4.2. Доступность и сохранность культовых мест иудаизма.
5. Ортодоксальные евреи Израиля:
Регламент жизни общества, отвечающий канонам ортодоксального иудаизма.
6. Мусульмане Израиля:
6.1. Владение Восточным Иерусалимом.
6.2. Доступность и сохранность культовых мест ислама.
7. Христиане Израиля всех конфессий:
Доступность и сохранность культовых мест христианства.
8. Евреи Израиля, живущие в поселениях на оккупированных территориях:
Сохранение мест обитания.
9. Этнические и религиозные меньшинства Израиля (друзы, бедуины, армяне, копты, черкесы, самаритяне и др.):
Доступность и сохранность их культовых мест.
10. Палестинцы (палестинские беженцы):
10.1.Спокойная обеспеченная жизнь.
10.2. Жизнь в своем национальном государстве, которое обеспечит им:
- уверенность в своем этническом праве;
- права гражданства;
- высокий уровень жизни;
- свободу отправления обрядов ислама;
- безопасность;
- доступную эффективную медицину;
- доступное качественное образование;
- уверенность в будущем своем и своих детей.
11. Палестинцы Западного берега реки Иордан:
11.1. Прекращение незаконной поселенческой деятельности Израиля.
11.2. Жизнь в своем национальном государстве (см. выше пункт 10).
12. Палестинцы сектора Газа:
12.1. Сохранение и увеличение материально-финансовой помощи через фонды UNRWA и др.
12.2. Расширение жизненного пространства.
12.3. Улучшение экономической ситуации, повышение уровня жизни.
13. Палестинская молодежь от 14 лет и старше (мальчики):
Секс, малодоступный сейчас по канонам ислама и по причине недостаточной материальной обеспеченности молодых мужчин.
14. Государство Израиль:
14.1. Признание мировым сообществом факта существования и независимости Израиля.
14.2. Иерусалим как столица Израиля.
14.3. Территория Израиля в границах, контролируемых им после 1967 года. Сохранение на этой территории еврейских поселений и объектов.
14.4. Мир и безопасность.
14.5. Противодействие снабжению оружием радикальных исламских группировок.
14.6. Максимальное отражение интересов всех граждан Израиля (см. выше).
15. Политические партии Израиля:
Привлечение голосов избирателей в борьбе за власть.
16. Арабские и другие мусульманские страны:
16.1. Борьба против Израиля за исламское господство в Палестине.
16.2. Сохранение проблемы палестинских беженцев в качестве средства давления на мировое сообщество.
17. Руководство ряда мусульманских и других стран мира:
17.1. Переключение внимания своих граждан с реальных внутренних проблем на борьбу с найденным образом внешнего врага – мировым сионизмом в лице Израиля.
17.2. Контроль финансовых потоков, направляемых по программам помощи палестинским беженцам.
17.3. Использование ближневосточной проблемы для продвижения через международные организации общих арабо-мусульманских и своих личных интересов.
18. Государства ЕС и др.:
Поддержка стран ислама в их позиции по Израилю в обмен на лояльность исламских землячеств к власти в европейских странах пребывания и на поддержку со стороны мусульманских государств в международных организациях.
19. Политические партии отдельных стран, включая страны Европы со значительной долей мусульман и мигрантов из стран ислама (Германия, Франция и др.):
Привлечение голосов избирателей в борьбе за власть.
20. Турция:
20.1. Лидерство в мусульманском мире.
20.2. Ослабление Саудовской Аравии.
21. Иран:
21.1. Лидерство в мусульманском мире.
21.2. Ослабление Саудовской Аравии.
21.3. Поддержка «Хесболлы».
21.4. Поддержка сирийского режима как канала помощи «Хесболле».
21.5. Поддержка «ХАМАС».
21.6. Уничтожение Израиля.
22. Саудовская Аравия:
22.1. Лидерство в мусульманском мире.
22.2. Ослабление Ирана.
22.3. Ослабление Ливана.
22.4. Ослабление «Хезболлы».
22.5. Использование Израиля в своих интересах.
23. США:
23.1. Сохранение своего влияния на Ближнем Востоке.
23.2. Обеспечение стабильных поставок энергоносителей.
23.3. Уничтожение террористических организаций, угрожающих безопасности США.
24.4. Предотвращение распространения оружия массового поражения.
24. Россия:
24.1.Усиление своего влияния на Ближнем Востоке.
24.2. Доступ к сирийским портам на Средиземном море.
24.3. Продвижение своих экономических интересов.
25. Иордания:
25.1. «Палестина – это Иордания, Иордания –это Палестина» /115/.
25.2. Стремление правящей (Хашимитской) династии удержать режим.
26. Сирия:
26.1. Получение Голанских высот с их территорией водосбора.
26.2. Претензии на прибрежные зоны Средиземного моря с месторождениями нефти и газа.
26.3. Ликвидация внутренней оппозиции.
26.4. Уничтожение Израиля.
27. Египет:
27.1. Прекращение деятельности исламских террористов на Синайском полуострове.
27.2. Решение социально-экономических проблем сектора Газа.
27.3. Роль посредника в ближневосточном конфликте.
28. Ливан:
28.1. Территориальные споры с Израилем по прибрежным зонам Средиземного моря с месторождениями нефти и газа.
28.2. Уничтожение Израиля.
(далее)
Автор: Борис Швец