Бюджeт гoнки вooружeний
Прeзидeнт СШA Дoнaльд Трaмп, нaкaнунe выбoрoв oбeщaвший сократить госрасходы, на минувшей неделе подписал одобренный Конгрессом закон, утвердивший расходы военного ведомства США в $716 миллиардов. Фактически это первый бюджет новой Холодной войны.
Он выделяет деньги на производство десятков истребителей пятого поколения F-35, еще одного авианосца типа “Джеральд Форд”, трех новейших эсминцев, двух атомных подводных лодок. Отпущены деньги и на постройку шести ледоколов — это говорит о том, что Пентагон всерьез рассматривает возможность противостояния в Арктике.
Самое же главное, Вашингтон приступает к программе широкой модернизации стратегических ядерных вооружений. В частности, в новом бюджете выделяются деньги на начало работ по созданию нового стратегического бомбардировщика В-21. Принципиально важно и то, что военно-политическое руководство США приняло решение о разработке ядерных боеприпасов малой мощности.
В Пентагоне видят в этих боеприпасах средство сдерживания России, которая, по мнению американских аналитиков, взяла на вооружение концепцию “эскалация для деэскалации”. Кремль подозревают в намерении в случае военной эскалации нанести “ограниченные” ядерные удары, чтобы заставить Белый дом согласиться на мир на российских условиях. И вот, чтобы противостоять такому сценарию, США намерены производить ядерные боеприпасы малой мощности.
Это прямой путь к катастрофе. В 1980-е и в США, и в СССР многократно проигрывали сценарии “ограниченной ядерной войны”. Всякий раз выяснялось, что она неизбежно перерастет во всеобщую и уничтожение планеты.
Концепция “эскалации для деэскалации” родилась от того, что российские генералы однажды ощутили полное бессилие. Это случилось в 1999-м, когда НАТО провела операцию против Югославии. Российские стратеги поняли, что не способны противостоять массированному удару крылатых ракет “Томагавк”. Ограниченные ядерные удары и стали единственной формой ответа на американскую “воздушно-космическую операцию”.
Инспекции завершаются
На этом фоне отказ Конгресса финансировать дальнейшую реализацию Договора по “открытому небу” выглядит скорее символическим актом. Особенно, если иметь в виду, что администрации Трампа удалось отбить куда более радикальные инициативы конгрессменов вроде отказа от исполнения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) и Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).
Договор об открытом небе — это одно из соглашений, знаменовавших собой завершение первой Холодной войны. Заключенное в 1992 году, оно позволяло через 72 часа после уведомления совершать полеты над любым районом стран-участниц самолетам, специально оборудованным для фотосъемки. Этот договор давал дополнительную возможность контролировать соблюдение ранее заключенных соглашений. Кроме того, обеспечивал гарантии, что ни одна из сторон не сможет тайком сконцентрировать силы для агрессии. В нем участвуют три десятка стран, большинство из которых — члены НАТО.
После того, как в результате присоединения Крыма и начала военного конфликта на Донбассе Россия и Североатлантический альянс вступили в новую холодную войну, Москва стала испытывать раздражение по поводу очевидного диспаритета в реализации договора (ведь в 1992-м никто и предполагать не мог, что Россия однажды вознамерится в одиночку играть роль всего Варшавского Договора). В свое время замминистра обороны РФ Анатолий Антонов (теперь являющийся послом России в Соединенных Штатах) жаловался журналистам, что американцы летают почти исключительно над Россией и Белоруссией. Согласно Договору, Москва и Вашингтон имеют право провести за год по 42 наблюдательных полета. В 2012-м США выполнили 37 инспекций над РФ и Белоруссией. “Получается, что Договор по открытому небу используется только для того, чтобы проводить дополнительную разведывательную деятельность в отношении российских и белорусских вооруженных сил”, — сделал тогда вывод Антонов. Очевидно, по логике российского военного ведомства американцам с помощью разведывательных полетов надлежало выяснять скрытые намерения своих союзников по НАТО.
Не испытывая интереса к реализации Договора на прежних условиях, Москва стала действовать своими методами для дискредитации этого соглашения. Так, она ограничила каждый полет над Калининградской областью районом в 500 километров. Понятно, почему российское Минобороны хотело бы уменьшить возможности НАТО по контролю над Калининградской областью — там, судя по всему, идет серьезное наращивание военной мощи. Такая же ситуация в северокавказском регионе. Были запрещены полеты вблизи Абхазии. Российские представители потребовали, чтобы Пентагон испрашивал разрешение на каждый полет у самопровозглашенной республики. Американцы же считают Абхазию частью Грузии, которая является участником договора. Очевидно, что особое раздражение американцев вызвала акция российских военных в июле 2017, когда они подали заявку на облет Вашингтона и пролетели прямо над Белым домом. Когда же Пентагон запросил разрешения аналогичного полета над Москвой, ему было отказано.
Без сдержек и ограничений
Замораживание американской стороной исполнения Договора по “открытому небу” еще одно подтверждение того, что идет активный демонтаж всей системы договоров и соглашений, которые были заключены в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века. Россия вышла из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Она манипулирует положениями Венского документа, последнего действующего соглашения, которое хоть как-то регулирует военную деятельность на Европейском континенте. Так, чтобы не приглашать иностранных наблюдателей, она занижает численность участников военных маневров, утверждая в каждом конкретном случае, что речь идет о нескольких учениях, которые “случайно” совпали по времени.
В ответ НАТО разместила в странах Балтии многонациональные батальоны, несмотря на то, что Основополагающий акт о взаимоотношениях России и НАТО содержит обязательство Североатлантического альянса не размещать на территориях “новых” членов альянса существенных боевых сил на постоянной основе. Натовские представители предложили объяснение не хуже, чем их российские коллеги. Во-первых, никто не определил, что такое “существенные” силы, заявили они. А, во-вторых, состав батальонов будет меняться на ротационной основе. Стало быть, они будут находиться в странах Балтии и Польше “непостоянно”.
Трещит по швам Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вашингтон обвиняет Россию в его нарушении. СМИ считают, что нарушать условия договора могут сухопутная модификация крылатых ракет “Калибр”, боеголовка к ракете “Искандер” и межконтинентальной ракете РС-26 “Рубеж”, испытанной на дальность меньше 2000 километров. Москва в ответ заявляет, что США при испытаниях систем ПРО используют ракеты-мишени, которые по своим тактико-техническим данным соответствуют тем, что запрещены договором.
Вдобавок, стороны так и не начали обсуждать возможность продления главного российско-американского соглашения — Договора СНВ, срок действия которого заканчивается в 2021-м (о новых сокращениях ядерного оружия никто уже и не заикается).
Все это свидетельствует: российско-американские отношения последовательно движутся к состоянию 1950-х, самому началу предыдущей Холодной войны. Миру без сдержек и ограничений.
Источник: «Открытые Медиа»
Автор: Александр Гольц