В тo врeмя кaк ситуaция нa грaницe с Гaзoй крайне неспокойная — практически каждый день здесь устраиваются беспорядки, а огненный террор продолжается, в интервью корреспонденту La Republica и внештатному корреспонденту «Едиот Ахронот» Франческе Борри лидер боевого крыла ХАМАС, «Бригад Изаддина аль-Касама» Яхья Синуар передает послание мира Израилю.
Речь идет о первом интервью израильскому изданию.
Борри отмечает, что провела пять дней в Газе и каждый день встречалась с Синуаром и задавала ему вопросы, в том числе и неудобные. Она подчеркнула, что эти встречи проводились не в бункере и не в туннеле, а в офисе лидера ХАМАСа в городе Газа. На некоторых из этих встреч журналистка была с ним наедине, только с переводчиком. На других присутствовали советники Синуара.
В самом начале своего материала Борри отмечает, что израильтянам будет, возможно, неприятно читать это интервью, так как он враг Израиля, провел 22 года в израильской тюрьме, вышел на волю по «сделке Шалита» в октябре 2011-го и за короткое время сумел возглавить боевое крыло ХАМАСа. По словам Борри, она просто старалась хорошо и профессионально выполнить свою работу журналиста.
На вопрос, почему именно сейчас Синуар решил заговорить, да еще и обратиться к израильтянам, он ответил, что видит уникальную возможность добиться перемен и не хочет ее упустить.
«Новая война не нужна никому, и, конечно же, она не в наших интересах, — отметил Синуар. — К чему нам вытаскивать четыре имеющиеся у нас рогатки? Для противостояния с ядерной державой? Войной мы ничего не добьемся».
Синуар подчеркнул, что не намерен опускать руки и прекращать борьбу против Израиля, но, по его словам, войны он не хочет, а желает прекращения блокады Газы.
«Моя главная ответственность — перед моим народом, — заявил лидер ХАМАС, — защищать его, а также его право на свободу и независимость».
Борри: 80 процентов жителей сектора выживают благодаря гуманитарной помощи, у 50 процентов семей нет хлеба. Вы не думаете, что на вас лежит ответственность за это?
Синуар:: Ответственность лежит на том, кто ввел блокаду, а не на том, кто пытается ее снять. Моя ответственность заключается в том, чтобы сотрудничать со всеми, кто может нам помочь снять эту блокаду. В нынешней ситуации взрыв попросту неизбежен.
Борри: В Каире идут переговоры о прекращении огня между Израилем и ХАМАСом. Что вы имеете в виду под прекращением огня?
Синуар:: Полное затишье. И прекращение блокады.
Борри: Тишина в обмен на тишину?
Синуар:: Нет. Тишина в обмен на тишину и снятие блокады. Блокада — это не тишина.
Борри: ХАМАС удерживает двух израильских граждан (Аверу Менгисту и Хишама ас-Саида) и тела двух военнослужащих ЦАХАЛа (Адара Гольдина и Орона Шауля). Насколько важную роль играет в этих переговорах их обмен на палестинских заключенных в израильских тюрьмах?
Синуар:: Более чем важную. Ключевую я бы сказал. Это не политический вопрос, а этический. Я считаю это своим долгом. Я сделаю все, что смогу, чтобы освободить всех заключенных из тюрем.
Борри:: А если договориться о затишье не получится? До сегодняшнего дня все попытки добиться перемирия торпедировались радикалами с обеих сторон…
Синуар:: Пока что нет никакого соглашения. ХАМАС и почти все палестинские организации готовы подписать его и намерены соблюдать его. Но пока что есть только оккупация. И важно уточнить — если мы подвергнемся удару, мы прибегнем к нашему праву на самозащиту. Как всегда. И тогда начнется новая война. А потом через год вы снова приедете сюда, мы будем точно так же разговаривать, и я снова скажу, что войной ничего достичь не удастся.
Между тем, британское издание Telegraph отмечает, что Синуар готовится к собственной ликвидации, а потому старается больше времени проводить с семьей и детьми. Он приводит их к себе на работу и не стесняется при всех обнимать и целовать их, разговаривать с ними.
Согласно изданию, лидер боевого крыла ХАМАСа собрал палестинских журналистов у себя в офисе и в течение пяти часов раскрывал перед ними новую стратегию группировки.
По его словам, если Израиль снимет блокаду с сектора, ХАМАС и другие палестинские группировки прекратят ракетные обстрелы Израиля, а также другие антиизраильские провокации.
По мнению Синуара, вполне возможно будет прийти к соглашению с Израилем на непрямых переговорах к середине октября. Но если соглашения не будет, ХАМАС инициирует хаос на границах, приводя сюда толпы людей штурмовать пограничные заграждения.
Если соглашения не будет, ХАМАС попросту «опрокинет» стол переговоров: «пострадают абсолютно все — израильтяне, автономия, Египет».
По словам присутствовавших на встрече журналистов, Синуар, получив огромную власть, остался таким же простым и открытым, как и раньше. А по пятницам продолжает встречаться за обедом с друзьями в Хан-Юнисе. Живет скромно. Где именно, из соображений безопасности не сообщается.