Освобождение Иерусалима – в те дни и сегодня

Пoчти пятьдeсят… Мнe нужнo ущипнуть сeбя, чтобы поверить в то, что через полтора месяца исполняется 49 лет сражению 55-го полка за Старый город в Иерусалиме (1967 год).

Это был мой первый резервистский призыв после демобилизации со срочной службы. Я был уверен, что когда Хаим Хефер писал про «двадцатилетних десантников, несущих на себе груз двух тысячелетий» – это сказано именно про меня, хотя мы никогда не встречались. Мне было двадцать, и именно так я себя ощущал.

Мы не сомневались, что возвращаем Старый город, и в первую очередь Западную Стену, всему народу Израиля: мужчинам и женщинам, приверженцам всех направлений в иудаизме – от светских евреев до ультраортодоксов!

Нам не могло прийти в голову, что Стена и территория вокруг нее будут переданы под исключительный контроль ультраортодоксов. Как и многие мои товарищи по 55-му десантному полку, я жду исправления этой несправедливости.

Празднуя победу и наш суверенитет над Иерусалимом, нам не следует забывать о том, как мы утратили столицу Израиля. Хотя история и не повторяет полностью те же самые сценарии, все же она многому учит.

Наши мудрецы объясняли падение Иерусалима не могуществом Римской империи, а «беспричинной ненавистью» среди самих евреев. Годы, предшествовавшие восстанию, отличались национально-религиозным радикализмом. Многие евреи прятали в складках одежды кинжалы, чтобы убивать ненавистных римлян. Но очень скоро оружие было обращено в основном против евреев, подозреваемых в коллаборационизме, или просто против «леваков», не считавших, что путь насилия приведет к избавлению народа Израиля от римского ига.

Мои симпатии к «Женщинам Стены» не зависят от решения вопроса, можно ли женщинам произносить «благословение коанот». Мои симпатии основаны, главным образом, на том, что в этой организации сотрудничают женщины (почти) всех современных направлений в иудаизме: ортодоксального, консервативного и реформистского. Несмотря на разницу в мировоззрении, они научились жить вместе, потому что объединяющее их выше того, что разъединяет.

«Благословение коанот» у Западной Стены привлекло внимание юридического советника правительства, который постановил, что оно противоречит «местным обычаям». Не удивительно, что эти самые «местные обычаи» устанавливаются раввинами, не приемлющими изменений в положении женщины…

Но в тот же день, на пасхальной неделе, в Иерусалиме собирается группа раввинов крайних взглядов для «обличения реформистов» (они не различают между реформистами и консерваторами, поскольку оба течения предоставили женщинам равные права в синагоге).

Задача такого рода раввинского собрания – распространение в Израиле беспричинной вражды. А надо бы просто сказать: «И то, и другое – слова Бога живого» и предоставить еврейской истории самой определить, на чьей стороне будущее – на стороне стражей Стены или реформаторов.

«Женщины Стены» никогда не лишали ни одного ультраортодоксального еврея права молиться так, как тот считает за нужным. Галаха не требует от ортодоксов заглядывать на женскую половину во время молитвы и контролировать, как женщины молятся своему еврейскому Богу.

Мне страшно. Меня страшит будущее еврейского народа в нашей стране, в свете национально-религиозного фанатизма, грозящего, на дай Бог, разрушить Третий Храм еще до того как он был возведен. Я молюсь о том, чтобы евреи всех направлений: реформисты, ортодоксы, ультраортодоксы и прочие, усвоили уроки толерантности и миролюбия, преподанные нам домом Шамая и домом Гилеля в эпоху их расцвета.

Оригинал публикации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции