Oтнoшeния Мoсквы, Иeрусaлимa и Тeгeрaнa, Ирaнa и Израиля приобретают формы треугольника, из которого нет выхода. Таково мнение аналитиков издания The Guardian.
Тегеран давно настроен улучшить отношения с Москвой, и самым лучшим свидетельством тому, как считают эксперты издания, служит интервью ТАСС спикера иранского парламента Али Лариджани. Он заявил, что для его страны ориентация на Восток, и в первую очередь на Россию, является стратегическим и осознанным выбором.
Ирану Россия важна и как союзник по поддержке президента Сирии Башара Асада, и как возможный партнер в игре по установке новых правил на рынке газа и нефти. Кроме того, в последнее время наметились сдвиги в оборонной сфере: Москва явно намерена поставить Ирану систему ПВО С-300.
При этом издание отмечает, что Иран сильно недоволен отношениями Москвы и Иерусалима, переживающими, возможно, лучший период за последние двадцать пять лет.
Издание приводит комментарии бывшего сотрудника израильской разведки Йосси Альфера, который отметил, что невиданный ранее уровень координации между Россией и Израилем по сирийскому вопросу следует расценивать как большой успех и даже стратегическую перемену на Ближнем Востоке.
По словам Альфера, самым тонким и сложным вопросом во взаимоотношении сторон во время сирийского кризиса стала проблема нарушений самолетами российской военной авиации воздушного пространства Израиля над Голанскими высотами. Стороны сумели достичь взаимопонимания в этом вопросе, как особо отметил Альфер.
Ранее мы сообщали, что российские самолеты нарушали границы Израиля.
Отметим, что не только Иран недоволен сближением Москвы и Иерусалима. Эти же чувства испытывают в Вашингтоне.
Известный израильский журналист Бен Каспит писал, что в марте этого года Ривлин собирался нанести в Австралию визит официального характера, и, как отмечает Каспит, власти Австралии считали для себя этот визит настолько важным, что ряд высокопоставленных чиновников Канберры даже переформатировал рабочий график, отказавшись от зарубежных поездок, запланированных на это же время, в знак уважения перед Израилем и его президентом.
Но в итоге визит Ривлина был отменен, — как утверждает Каспит, по причине того, что президент Израиля после нескольких совещаний с главой кабинета страны решил нанести в это же время визит в Москву. Решил — даже с учетом того, что австралийцы явно воспримут изменение планов Ривлина как оскорбление.
Журналист считает, что выбор Нетаниягу — Ривлина свидетельствует о важности учетов интересов Москвы при проведении Израилем внешней политики — как в ближневосточном регионе, так и в мире в целом.
Каспит в этой связи вспоминает сообщение кувейтского издания о том, почему Россия не поставила обещанные С-300 Тегерану: по мнению газеты, на этот шаг Путин пошел, пребывая в ярости после того, как Израиль представил доказательства передачи Ираном ряда российских вооружений террористам «Хизбаллы». Следует в этой связи отметить, что, согласно подписанному Москвой и Тегераном соглашению, Иран не имеет право передавать вооружения третьей стороне. Иерусалим не раз указывал Москве, что Тегеран игнорирует этот пункт договора, подставляя тем самым Россию как надежного партнера.
Также Бени Каспит обращает внимание на то, что явное затягивание Иерусалимом вопроса о примирении с Турцией, о котором уже несколько раз показательно настойчиво сообщали высокопоставленные чиновники в Анкаре (включая главу МИДа), скорее всего, имеет те же корни, что и отмена австралийского визита Реувена Ривлина. Израиль на данный момент предпочитает в первую очередь учитывать реакцию России, а там явно не одобрят примирение с Турцией в свете отношений между Москвой и Анкарой.