Oт aнтисeмитизмa, инквизиции и пoгрoмoв, oт Xoлoкoстa, к тoтaльнoму тeррoру и… aссимиляции. Oт срeднeвeкoвыx инквизитoрскиx трaктaтoв, oт “Прoтoкoлoв сиoнскиx мудрeцoв, oт “Мaйн кaмпф”, oт “Oбрaщeния русскиx “учёныx” к евреям России” (опубликованное в 1997 г.) к погромным заявлениям и террористическим провокациям Палестинской автономии и ряда арабских стран, при слабо завуалированной моральной и материальной поддержке “политкорректного, цивилизованного” мирового сообщества.
Много лишений, бед и страданий выпало на долю евреев: войны и плен, изгнания и скитания, разрушение святынь, гонения и рассеяние, галут, многомиллионное истребление (Холокост) и… ассимиляция в диаспоре.
По сути, в первом абзаце в нескольких фразах, отражена, закодирована, почти вся трагическая история еврейского народа за последние столетия, которая волей-неволей “отложилась” на генном уровне у целых поколений галутных евреев, явилась генетической основой галутных комплексов.
Поэтому не так уж удивительно, хотя и скорбно, что многие из них во избежание унижений и издевательств, пытались различными способами отдалиться от еврейства, ассимилироваться.
Многие страны, в основном мусульманские, не скрывая своего антисемитизма, открыто заявляют о необходимости уничтожения единственного, возрожденного из небытия еврейского государства а, следовательно, и евреев, при активной поддержке “цивилизованного” мира, считающего Израиль главным мировым источником нестабильности и напряженности. Такого повсеместного разгула антисемитизма, не было даже во времена гитлеровского фашизма.
В СССР, в стране “победившего социализма”, постоянного ожидания светлого будущего, в стране всеобъемлющей, поголовной “дружбы народов”, никто так не стеснялся своей национальности, своей фамилии, как большинство евреев. Лучше было, по их мнению, принадлежать к любой, даже не очень уважаемой нации, быть кем угодно, но только не евреем.
Многие евреи, вообще, любыми способами изменяли свои фамилии, крестились, переходили в другие религии, брали фамилии супругов неевреев или, придумывали себе псевдонимы без намёка на еврейское звучание. Особенно, это касалось революционеров-политиков и людей творческих профессий (писателей, артистов и пр.). Если один из родителей был не евреем, то дети, как правило, причём при родительской поддержке, записывали себе в документах нееврейскую национальность (за редким исключением, наоборот). Это продолжается и в наше время, т.е. этот вид ассимиляции евреев не утихает, особенно в России, да и не только.
Еврейская диаспора СНГ, составляющая по разным оценкам, около миллиона человек, несмотря на более или менее приличное отношение к ним в настоящее время со стороны властей и общества, очень быстро ассимилируется, и не исключено, с учётом низкой рождаемости, что через поколение исчезнет вообще. Определённую роль в этом негативном процессе, играет и Израиль.
Если акцентировать внимание на русскоязычных репатриантах, то, к сожалению, нынешнее правительство Израиля, впрочем, как и многие предыдущие, наряду с вербальным поощрением репатриации, предприняли недостаточно усилий, чтобы упростить абсорбцию именно этой общины.
Если перевести на обычный язык и практическую реализацию понятие “репатриация”, то с одной стороны это радость возвращения к своим истокам на исторической родине, воссоединение со своим народом, а с другой — это огромное количество бытовых хлопот и “душевных мук”. Это означает “ликвидацию” или потерю, в чем-то буквально, в чем-то фигурально, всего того, что тебе было дорого до этого момента: образа жизни, работы, статуса, привычной культуры, родственников и друзей, имущества.
Если раньше люди репатриируясь, ехали в неизвестность, но, твердо надеясь на улучшение духовных и материальных условий жизни, во всех их смыслах, то сейчас уже всем известно, что будут осложнения, не говоря уже о потере бывшего статуса. После первоначальной небольшой помощи, меньше безвозмездной, больше в виде различных ссуд, репатрианту следует рассчитывать только на себя. Поэтому сюда едут те, кому ехать больше некуда (те евреи, которые имели возможность, эмигрировали в страны Европы и Америки), или люди религиозные, или же убежденные сионисты, которых, кстати, даже среди коренных израильтян, среди аборигенов, осталось не так уж много. Отношение государства, судов, полиции, наконец, общества тоже хорошо известно: от оскорбления водителем автобуса пассажиров, за то, что они говорили по-русски, до избиения подростками “русских” стариков, потому, что они их, этих стариков, “не любят”. А сколько идиотских клипов, высмеивающих и оскорбляющих репатриантов демонстрируют ивритоязычные телеканалы, сколько издевательских статей публикуют ивритоязычные СМИ, демонизирующие “русскую алию”. Это только крошечная толика, последние примеры того, что происходит с русскоязычной алией на бытовом уровне.
По моему убеждению, не только там, не только в СНГ нужно суетиться, организовывать школы, летние лагеря отдыха и многое другое, что активно делает Сохнут, но и здесь, в Израиле. Сохнут там борется за рост еврейского самосознания, а приехавшие сюда репатрианты, попав “в руки” Министерства абсорбции, окунувшись в местный быт, в ситуацию с безопасностью и своим новым социальным и материальным положением, оценив перспективы, забыв о самосознании, нередко “делают отсюда ноги”, что подтверждают данные ЦСБ.
Здесь, в Израиле, нужно коренным образом изменить отношение к русскоязычной “алие” и больше ничего особенного делать не нужно, и репатриация вырастет, и, возможно, ассимиляция уменьшится. Если этого не сделать, потомки нас не поймут и не простят. “Мы ответственны не только за то, что делаем, но и за то, что не делаем” (Ж.— Б. Мольер).
Президент Израиля Р. Ривлин, выступая на последней (2016) траурной церемонии в музее Яд ва-Шем, посвящённой “Дню памяти Катастрофы и героизма европейского еврейства”, заявил, что “Выжившие в Холокосте не получили должного уважения и отношения к себе. До сегодняшнего дня государство Израиль не смогло позаботиться об этих людях, правительство Израиля должно признать эту большую ошибку”. Президент принёс этим людям, среди которых немало русскоязычных репатриантов-стариков, внесших немалый вклад в создание, и развитие Израиля, свои извинения. Премьер-министр Израиля, выступая вслед за президентом, заверил, что эти упущения будут в ближайшее время учтены и исправлены. Впрочем, он уже не в первый, и, наверное, не в последний раз, даёт такие обещания, но, к сожалению, “воз и ныне там”.
И это при том, что репатрианты из бывшего СССР и СНГ, изменили израильское общество во всех областях, повлияли на историю Израиля, сыграли основополагающую роль в судьбах страны, превратив её, в довольно короткий по историческим меркам срок, в современное развитое государство.
В подтверждение, приведу только один небольшой пример из области геологии, по своей профессии. Не умаляя роли местных научных кадров, можно сказать, что значительный прогресс и заметное оживление в изучении земной коры региона совпали по времени с репатриацией в Израиль специалистов из бывшего СССР. Кстати, это относится не только к геологии, но и к другим отраслям науки и техники Израиля.
Насколько детально изучена структура земной коры, настолько успешно будут выявлены закономерности распределения полезных ископаемых. Главную роль в решении этой проблемы играют геофизические методы. Одними из основных “площадных” геофизических данных для рассматриваемой задачи являются карты гравитационного и магнитного полей. Изучение потенциальных геофизических полей, проводимое в Израиле до 90-х годов, осуществлялось соответствующей тому времени аппаратурой и на такой же не очень развитой технической и программно-математической базе. Как и большинство геолого-геофизических материалов тех лет, они не были систематизированы, не увязаны и не сведены в единые карты всей территории. Необходимость создания более современных карт была очевидна всем специалистам. Эту задачу мы, новые репатрианты, начали осуществлять с начала 90-х г.г. в Геофизическом институте Израиля, внедрив в практику работ Израиля, методологию и технологию построения геофизических карт и опыт их дальнейшего использования из бывшего СССР, геолого-геофизическая служба которого была одной из лучших в мире. Работа сводилась к сбору всех имеющихся на тот момент геофизических материалов по территории Израиля и смежным регионам Леванта, составлению карт изученности, дигитизации аналоговой графической информации, увязке между собой всех съёмок разных лет, авторов и масштабов, проведению дополнительных полевых работ с целью заполнения, ранее не заснятых районов (“дыр”), которых было очень много, введению новых поправок на современной компьютерной и программной базе и пр. и пр.
Дополнительное изучение этих полей на местности осуществлялось нами современными компьютизированными гравиметрами, магнитометрами и топографической аппаратурой с достаточно быстрой обработкой на компьютерах с соответствующим программно-математическим обеспечением. В общей сложности были проведены десятки тысяч новых измерений потенциальных полей. Карты гравитационного и магнитного полей территории Израиля были нами составлены в середине 90-х и изданы типографским способом двухтысячным тиражом (Survey Israel). Появление этих карт и соответствующих статей (Rybakov M., Goldshmidt V. and Rotstein Y. 1997. New regional gravity and magnetic maps of the Levant. Geophys. Research Letters, USA, vol. 24, No.1.) было встречено с интересом в научных геолого-геофизических кругах Израиля (и не только). Для многих специалистов геофизические карты стали наглядными пособиями и использовались в дальнейших работах. Кстати, за составление и издание этих карт мы получили благодарности от Президента Израиля, Министерства инфраструктур и члена Кнессета, ответственного за науку.
Вообще-то, не только на постсоветском пространстве, но и во всём мире происходила раньше и продолжается сейчас ассимиляция евреев, причем явление это движется по нарастающей. Кто-то это делает по мировоззренческим соображениям, кто-то — по меркантильным, кто-то — по идейным, кто-то — из-за набирающего силу антисемитизма, исламизации Европы. Как бы то ни было, многие евреи, помня о нелегкой судьбе своих предков, и наблюдая за набирающим силу современным антисемитизмом, о чём с горечью говорил премьер-министр Израиля на упомянутой выше траурной церемонии в музее Яд ва-Шем, не хотят быть евреями.
В еврейской истории известно несколько крупных периодов массовой ассимиляции: эллинизация, христинианизация, культурная ассимиляция и пр.
В современном мире ассимиляция евреев, на фоне всего сказанного выше, происходит и из-за утраты интереса со стороны молодёжи, наряду с более мелкими причинами, к иудейским культурно-религиозным традициям и, из-за смешанных браков.
В последние годы ассимиляция евреев заметно выросла в США, в Западной Европе, в Прибалтийских странах, в России. В странах бывшего СССР уровень ассимиляции достигает, чуть ли не 70 — 80%, и спустя поколение евреев в этих государствах может почти не остаться. В последние годы большое число евреев и членов их семей предпочли уехать из этих стран на Запад.
Тревожным является и тот факт, что, как отмечено выше, немало репатриантов из волны русскоязычной “большой алии” и их детей покидают Израиль. Так, в 2014 году число отказов от израильского гражданства выросло на 65%. Вообще же по данным ЦСБ процент “ериды” в последние годы достигает ~ 15%.
Немало евреев не просто формально принимают крещение, но и становятся активными адептами православия, становятся православными функционерами, священниками, “пропагандистами” и пр.
И, если говорить об СССР, то только жестоковыйное меньшинство гордилось своей принадлежностью к еврейскому народу и, готовы были ради этого терпеть всяческие унижения, ограничения и неприятности. Были среди них и те, которые могли оказать активное сопротивление антисемитам…
Любимым занятием евреев в СССР было вылавливание еврейских фамилий в различных списках по награждениям, и в то же время понимающих, что количество награжденных евреев может быть значительно расширено, поскольку под русскими фамилиями скрываются опять таки евреи.
“Везде одинаков Господень посев,
и врут нам о разнице наций;
все люди — евреи, и просто не все
нашли пока смелость признаться”. (И. Губерман)
Галутный комплекс, не только в указанном выше, но и в значительно более расширенном смысле, никуда не исчез у израильтян, причем он резче выражен у коренных жителей, нежели у репатриантов, особенно, русскоязычных, прошедших советскую школу воспитания “патриотической гордости” за свою страну (“Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек”).
“Я Россию часто вспоминаю,
Думая о давнем дорогом,
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно, смирно и кругом” (И. Губерман).
Многие израильтяне, причём, как среди “правых” и, особенно, среди “левых” полагают, что недоброжелателя или даже откровенного врага, антисемита и террориста, можно задобрить, пойдя ему на уступки, удовлетворив его требования, естественно, во вред себе. Ничего более ошибочного, ничего более неразумного, особенно на Ближнем Востоке, где определяющим является сила, напористость и откровенный торг, трудно придумать. Ярчайшими показательными примерами этого являются договор “Осло”, одностороннее размежевание с сектором Газа, ночное бегство из Южного Ливана, малоубедительные “победы” в военных столкновениях с террористическими бандами Хизболы и Хамаса, приведшие к многолетним трагическим последствиям, отравляющим мирную жизнь израильтян и в настоящее время.
Галутный комплекс, проявляющийся в высказываниях и практических действиях некоторых руководящих политиков осложняет нормальные взаимоотношения различных общин внутри страны, провоцирует и подпитывает террор, вспыхивающий и ненадолго утихающий с постоянной “завидной” закономерностью по законам синусоиды.
О таком ли Израиле мечтали отцы-основатели, создающие государство для всех евреев, и особенно, для европейских евреев, пострадавших в Холокосте? Таким ли хотят видеть Израиль евреи диаспоры? Не потому ли, в ряду других, в частности, политических, экономических, причин, как реакция на перманентный террор, возрастает “ерида”, не потому ли растет ассимиляция евреев, не потому ли уменьшается поддержка Израиля евреями диаспоры?
При современных средствах коммуникаций и обмена информацией, неспокойная ситуация в Израиле с безопасностью, да и отношение к “алие” из СССР и СНГ, там очень хорошо известны, и евреи из двух возможностей, а именно, такой репатриации или ассимиляции, часто выбирают второе. Правда, в последнее время, на фоне ухудшающего экономического и политического положения России, Украины и др., репатриация оттуда возросла: с прошлого Дня независимости в страну прибыли 36 тысяч новых репатриантов (с учётом алии и из других стран). Особенно активно скупают элитные квартиры в Израиле тамошние олигархи с целью вложения капитала и, на всякий “пожарный” случай.
Вскоре, на фоне заполнения Европы “беженцами” из стран Азии и Африки, следует ожидать новой волны ассимиляции наряду с массовой репатриацией евреев из европейских стран, как это уже делают евреи из Франции. Кто бы не так давно мог подумать, что власти этих стран, настолько политически недальновидны, попросту безумны, что, руководствуясь принципами политкорректности и псевдогуманизма, впустили в свои страны, раскрыли свои объятия, откровенным недоброжелателям, антисемитам и террористам. Гуманизма по отношению к кому? Только не к своему народу, а к людям, с чуждой идеологией, несущим на своих знаменах призывы к созданию европейского Халифата.
Таким образом, “три источника и три составных части…”, т.е. три основополагающие причины, подталкивающие евреев к ассимиляции, это: антисемитизм, террор и, в определённом смысле, положение в Израиле (безопасность, материальное положение, образование детей, перспективы). Позитивное изменение, даже одной, а ещё лучше всех трёх составляющих, могут существенно уменьшить такое негативное явление в жизни еврейского народа, как ассимиляция.
Могут, но вряд ли “помогут”.
Итак, “что виновато”, ясно, а, вот, “что делать”, не очень.
Особенно, если учесть, что мэром столицы ультраевропейского государства Великобритании — Лондона, впервые в истории избран мусульманин Садик Хан, кандидат от лейбористской партии, победивший мультимиллионера с еврейскими корнями консерватора Франка Зака Голдсмита (кстати, моего однофамильца); если учесть, что бывший мэр Лондона также лейборист Кен Ливингстон заявляет, что “Создание Государства Израиль было великой катастрофой”; если учесть, что в Марселе евреи продали синагогу под мечеть, и ещё очень много “если”.
Источник: «Мастерская»
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта