Изрaильскиe пoтрeбитeли всe усeрднee oсвaивaют иностранные рынки сбыта, не выходя при этом из дома, благо современные технологии делают товары на другом конце света практически столь же доступными, как и в Израиле.
Согласно выкладкам портала «Вайнет», сделанным на основе данных банка Израиля, за первый квартал нынешнего года по израильским кредитным картам было совершено более 17 миллионов онлайновых сделок на заграничных сайтах и сервисах, а общий объем средств, потраченных в этих сделках – 4 миллиарда долларов.
Эта огромная сумма, израсходованная за три месяца, фактически ушла за границу вместо того, чтобы быть потраченной в Израиле и стимулировать местную экономику (хотя бы частично, с учетом того, что большая часть товаров, если бы они были куплены в Израиле, все равно ввозилась бы из-за границы, только через израильских поставщиков и продавалась бы через израильские магазины).
Для сравнения – за аналогичный период прошлого года израильтяне купили в «зарубежном онлайне» по кредиткам на 3 миллиарда шекелей, заключив 12 миллионов сделок.
Как отмечают эксперты, увеличивается как возрастной диапазон «диванных покупателей», так и ассортимент товаров. Если раньше через интернет покупала в основном «продвинутая молодежь», а более отсталые в технологическом плане люди боялись «засветить кредитки», нарваться на жуликов и вообще разбираться с интерфейсом иностранных торговых платформ, то в последнее время картина меняется.
Более взрослые и даже пожилые люди приобщаются к интернет-торговле, видя удачный опыт молодых поколений. Они начинают заказывать если не электронику, то одежду, обувь, косметику и многие другие товары на иностранных сайтах, постепенно входя во вкус и расширяя диапазон покупок.
Некоторые израильтяне, исполненные антагонизма к израильской дороговизне, принципиально перестали ходить в магазины и превратили интернет-шопинг в своеобразное хобби, покупая все, что можно, включая аксессуары, домашнюю утварь, одежду, детские игрушки, туристический инвентарь и т.д. на заграничных сайтах.
Справедливости ради, следует отметить, что в последнее время в Израиле появились оптовые поставщики, предлагающие товары, аналогичные тем, что продаются на китайских сайтах, практически за аналогичную цену. Например, если год назад телефон «Сяоми» стоил в Израиле по меньшей мере в полтора раза дороже, чем на сайте «Алиэкспресс», то сейчас аналогичную модель в Израиле можно купить практически за ту же цену.
Однако практика заграничного шопинга уже набрала разгон и, судя по всему, останавливаться этот поезд не собирается, несмотря на попытки местных торговцев отменить таможенные льготы на посылки с небольшой ценностью.
Разумеется, подобная практика наносит сильный удар по местной коммерции, которая всегда была недешевой не только из-за аппетитов торговцев, но и по многим другим причинам – высокие налоги на официальный импорт, необходимость технической стандартизации, накладные расходы на содержание помещения, зарплату работникам, доставку, бухгалтерию и прочее.
При прямом заказе из-за границы подавляющая часть этих расходов отпадает, что удешевляет товар, особенно учитывая таможенные льготы для недорогих посылок. Однако это же сильно бьет по израильской коммерции, по рабочим местам в ней и смежных отраслях.
Вместе с тем, таким образом государство в некоторой степени компенсирует населению дороговизну жилья, с которой безуспешно борется уже десять лет, но до сих пор не может побороть.