9 мaя — дeнь рoждeния Булaтa Oкуджaвы. Я снoвa вeрнусь к слoвaм Булата о войне, о России, сказанным 21 год назад, в его день рождения, в день 50-летия победы, нам в интервью.
Дело в том, что в этом году, впервые за последние десять лет, в Переделкине не состоится концерт в память о Булате Окуджаве.
Поэт родился в День Победы, прошел войну, и этот концерт был данью памяти большому поэту. Концерт по традиции транслировал телеканал «Культура».
Как всегда, никаких официальных комментариев этому факту нет. Молчит Министерство культуры. Молчит министр Мединский. Молчит канал «Культура».
А мы гадаем: связано ли это событие (а вернее, отсутствие такого) с 20-летней давности высказываниями Окуджавы о войне, которые сейчас звучат не в унисон патриотически настроенному хору.
В 1995 году мне и моим друзьям — Аркадию Мазину и Сергею Гранкину — довелось несколько дней беседовать с Булатом Окуджавой в Иерусалиме. Говорили о войне, о России, о литературе. Многие слова Окуджавы, сказанные тогда, как нельзя более актуально звучат сегодня.
__________________________________________________________________
Булат Окуджава о войне и о российском рабстве
(1995 год, Иерусалим. В интервью с Марком Эпельзафтом, Аркадием Мазиным и Сергеем Гранкиным)
- Вы рассказали на первом концерте в Иерусалиме о своей переоценке событий Второй мировой, в частности, об изменении вашего отношения к той форме воспевания победы СССР над Германией, которая пока имеет место. Многим ветеранам, и не только им, это пришлось не по душе, хотя точка зрения такая существует давно — борьба двух зол, она высказана крупными мыслителями, историками, писателями… Бродский, Зиновьев и многие другие. Можно поподробнее об этом?
Б.О.: Я могу сказать вот что: я ничего дурного в адрес ветеранов не хочу сказать. Сам ветеран. Честно воевал. Был ранен. Пролил кровь. Поэтому к ветеранам у меня самое возвышенное отношение. Но в данном случае я не о ветеранах говорю, а о войне. Это было столкновение двух тоталитарных режимов, выяснение отношений. Да, мы победили, но оказались побежденными в итоге.
Советы хотели воевать, но не могли до поры до времени, хотя о мировом господстве и мировой революции мечтали. Советский Союз был фашистским, тоталитарным государством, которое мечтало о мировом господстве, подавляло личность. Так же, как и Германия. Отличия чисто внешние — у тех свастика, у этих — серп и молот. Там был мерзавец Гитлер, у нас – «гений» Сталин. А суть была одинакова. Две тоталитарные системы схватились выяснять отношения…
А то, что люди защищали свое отечество от иноземцев, — так их никто не обвиняет, наоборот.
- Вам не кажется, что Советский Союз во многом способствовал появлению и расцвету Третьего Рейха?
Б.О.: Может быть. Научились подавлять на нашем опыте. Строительству концлагерей научились у нас. Западных социал-демократов, в том числе и немецких, Сталин поливал грязью, по возможности сажал. Гитлера называл другом. Поделил с ним Восточную Европу.
- Я, к примеру, с грустью думаю о будущем, которое ожидает Россию. Впрочем, это мои личные ощущения и впечатления. А вы как настроены? Не возникает ли у вас параллель, к примеру, с Германией?
Б.О.: Нет. С Германией — нет. Я когда-то уже писал об этом и высказывал своё мнение. История России- история особенная. Это государство, которое долго было рабовладельческим, буквально до наших дней. Поэтому холопская психология остаётся. Понятие «демократия» рабам абсолютно чуждо. Чем можно соблазнить тёмную массу? Ее словом «фашизм» не соблазнишь, потому что фашизм отвратителен «исторически». Ее можно соблазнить сильным государством. Россия любит мощь. Имперскую. Это и подразумевает фашизм, тоталитарный режим, хотя можно называть это иначе. Вот этим можно соблазнить, тем более в трудной ситуации. Поэтому, конечно, противостоять все-таки надо. Насколько это возможно, телевидение, отдельные представители интеллигенции, я лично, пытаются что-то сделать. Ну, что я могу сделать? Пишу об этом, говорю об этом…
- Можете ли вы сквозь призму атеизма объяснить, почему в России на протяжении почти всей истории государства непременны насилие, кровь, бунт, рабская психология? Откуда это? Вы искали ответ на этот вопрос?
Б. О.: Да, конечно. Рабская психология, потому как рабовладельческое государство. Много веков. Гены уже нафаршированы этим. Менталитет таков. Раб не мечтает о свободе, он говорит: «Да на хрена мне ваша свобода». А что такое свобода — не знает. Он считает, что свобода — частная воля, делай, что хочешь, а я говорю: свобода — это делай что хочешь, но при этом не мешай окружающим.
- Но почему все-таки именно в России? Где истоки?
Б. О.: Европа освободилась от рабства очень давно, а Россия — нет. Не успела освободиться от этого в начале двадцатого века- наступил семнадцатый год, и началось рабство еще более страшное. Это долгая длительная болезнь, поэтому сорока лет не хватит, чтобы от этого избавиться.
(интервью «Прогулки с Окуджавой» напечатано в газете «Эпоха» 18 мая 1995 года, а также в альманахе «Голос надежды. Новое о Булате» в 2010 году)
Источник публикации