«Чтобы сколотить небольшое состояние в Израиле, нужно обладать очень большим»

Дрaмaтизм рoмaну с рaзбитыми сeрдцaми придaeт рaсскaз o тoм, как безоблачно он начинался. В начале 90-х годов прошлого столетия в Израиль хлынул огромный поток финансовых средств из России и других стран СНГ.

Значительную часть составляли деньги олигархов-евреев. Почему?

Во-первых, потому, что Израиль был тогда самой близкой и доступной заграницей. Во-вторых, переведя деньги в Израиль и заехав туда, можно получить израильское гражданство, с котором намного сподручнее путешествовать по миру, а главное, оно гарантирует убежище на случай, если московский режим вдруг вздумает призвать к ответу – Израиль своих не выдает. Вклады «российских средств» в израильские банки были настолько велики, что стали фактом экономики в государственных масштабах и помогли удерживать устойчивый курс израильской валюты.

В 1998 году произошел дефолт в России, и россияне стали забирать свои деньги. Тем временем в России прошла обстановка беспредела 90-х, ситуация легализировалась и стабилизировалась. Инвестиции внутри страны стали безопаснее и выгоднее. Кроме того, российский, включая и еврейско-российский, бизнес освоил и Европу, и другие континенты. Финансовая деятельность в Израиле все более и более регулировалась государством, налоги и бюрократия все больше отпугивали. Еврейские олигархи из России поняли, почему бизнесмены-евреи в США шутят: «Чтобы сколотить небольшое состояние в Израиле, нужно обладать очень большим состоянием».

Кроме того, в Израиле сложился не вполне благоприятный климат для вложения денег олигархов из России. Истории о криминальном происхождении некоторых капиталов, о сращивании бизнеса и режима, зачастую в лице спецорганов, породили опасения, порой оправданные, а порой и преувеличенные, перед так называемой русской мафией. Достаточно вспомнить дело Григория Лернера, который, вероятно, совсем не был агнцем, но и крестным отцом русской мафии, как его представляли тогда, тоже, вероятно, не являлся. Сюда же можно причислить разбирательство о якобы отмывании денег в банке “Га-Поалим” в основном капиталовкладчиками из СНГ. Многие из фигурантов предпочли откупиться, чтобы их имена не попадали в прессу. А дело впоследствии практически лопнуло. После 15 лет судебного разбирательства был полностью оправдан Михаил Черной, обвинявшийся в нарушении закона при покупке телефонной компании «Безек».

Вследствие всего этого мы пришли к ситуации, при которой еврейские олигархи родом из России в Израиле в основном отдыхают, наиболее богатые из них в купленной здесь весьма недешевой недвижимости. Наиболее известной является приобретенный Романом Абрамовичем в 2015 году за 25 миллионов долларов участок с гостиницей Varsano в элитном районе Тель-Авива Неве-Цедек; самый дорогой в свое время пентхауз в тель-авивском комплексе Sea One, купленный весьма таинственным олигархом Валерием Коганом, шикарный особняк в Кейсарии Игоря Коломойского; самая дорогая в Иерусалиме квартира принадлежащая Леониду Невзлину, который, надо отметить, в отличие от всех остальных в Израиле постоянно живет.

Перейдем ко второй части, второму роману – деятельности крупных еврейских бизнесменов в России. И здесь было самое благоприятное что ни на есть начало.

Россия «раскрывается», политическая перестройка неизбежно должна сопровождаться перестройкой финансовой и, в частности, перестройкой в самом прямом смысле этого слова – строительной. Этой области и будет посвящен, в основном, мой рассказ. Кому же работать в ней, как не израильским бизнесменам, обладающим знанием местной специфики и языка, так как они сами родом оттуда, или, по крайней мере, располагают помощниками с такой биографией.

Первопроходцем в этом плане стал израильский предприниматель выходец из Узбекистана Лев Леваев, уже активно работавший в России в алмазной отрасли. Инвестиции были велики, и дело закипело. Однако, на сегодняшний момент российский проект не оправдал надежд Леваева. Он несет потери в России, которые превышают, по-видимому (называются весьма разные цифры), в последние два года 400 млн. долларов. В качестве основных причин называют обвал рубля и кризис российской экономики. В то же время поговаривают о не слишком успешном менеджменте AFI-Development Леваева в России – неудачном выборе объектов инвестирования, составлении смет по завышенным ценам, выставляемым российскими продавцами и партнерами. В качестве доказательства указывается, что далеко не все израильские инвесторы в России терпят убытки, тем более столь крупные. Наверное, не все, но существуют данные о пошатнувшемся положении и другого капиталовкладчика в недвижимость и строительство а России — компании Mirland Элиэзера Фишмана. До этого убытки в России и Украине понесла компания Scorpio Real Estate Бени Штейнмеца. Выходя за рамки строительной сферы, укажем, что в группе риска оказалась израильская компания Teva, входящая в пятерку крупнейших игроков российского фармацевтического рынка. Важно подчеркнуть, что убытки отдельных крупных компаний не сказались пока на макроэкономических показателях израильско-российских отношений, которые развиваются вполне удовлетворительно.

В заключение следует отметить: то, что не складывается в верхах, у самых богатых и крупных, прекрасно действует на уровне среднего класса. В Москве находятся и работают десятки тысяч израильских средних и мелких бизнесменов, менеджеров, а также архитекторов, дизайнеров, программистов, врачей и прочих квалифицированных специалистов из Израиля, в основном русскоговорящих.

А что? Платят пощедрее, налоги существенно ниже израильских, меньше конкуренции, жизнь спокойнее.

Для многих, недавно репатриировавшихся в Израиль, Москва – центр культуры, да еще на знакомом русском языке. Но при всем этом, как хорошо сознавать, что в кармане или в каком загашнике у тебя израильский паспорт.

Мало ли что..

Источник:«Эхо Москвы»

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта