Высший суд спрaвeдливoсти Изрaиля дaл сeгoдня двуxмeсячную oтсрoчку правительству на то, чтобы привести практику призыва ультраортодоксов в соответствие с законом о всеобщей воинской повинности.
В ином случае через три месяца их начнут призывать в обычном порядке, поскольку предыдущий закон, предоставлявший ультраортодоксам определенные льготы в вопросах призыва, был отменен судом в прошлом году как противоречащий основному закону о призыве.
Вместе с тем, в тот раз суд дал правительству год на подготовку и утверждение нового закона, который должен урегулировать проблемы призыва религиозных людей, провозгласивших изучение Торы своим основным образом жизни. Это год истекает в сентябре, а вкупе с исхлопотанной правительством отсрочкой проблема отдаляется до конца ноября, но никуда не девается.
Дело в том, что участники коалиции так и не смогли прийти к единому мнению относительно содержания закона. Законопроект Министерства обороны, разработанный при участии военспецов по кадрам, предлагает постепенное увеличение квот на призыв ультраортодоксов и штраф (урезание госфинансирования) для ешив, которые будут нарушать квоты.
Этот законопроект, мягко говоря, тоже не соответствует принципу равного призыва, однако, если бы ультраортодоксы на него согласились, возможно, в случае исков государству удалось бы убедить верховных судей, что это промежуточный этап на пути к полной реализации принципа всеобщего призыва, и уговорить их оставить закон в силе.
Однако ультраортодоксов не удовлетворил и такой вариант закона – они требуют, чтобы никакого финансового наказания ешивам в случае неподчинения закону не предусматривалось. Это требование полностью лишает законопроект смысла и делает невозможным признание его юридической правомерности в суде.
Эти разногласия никуда не денутся и через три месяца. Если государство не найдет приемлемый для всех вариант, который можно будет предъявить суду в качестве нового закона, ультраортодоксов начнут призывать в обычном режиме. Если сейчас их список на освобождение от службы подается централизованно через ешивы и им надо лишь один раз приехать на призывной пункт и подписать декларацию, освобождающую их от службы (чего многие тоже принципиально не делают, так как не признают ни еврейское государство, ни армию), то при обычном порядке каждый призывник будет сам за себя, каждому ешиботнику придется ездить в военкомат хлопотать об отсрочке и освобождении, собирать документы и доказывать, что он непригоден для несения службы. Кроме того, изучение Торы как образ жизни вообще перестанет служить основанием для освобождения от армии.
Все это с большой вероятностью выльется в коалиционный кризис, при котором ультраортодоксы просто выйдут из коалиции и развалят правительство, вынудив премьера объявить досрочные выборы.
И, хотя ультраортодоксы не могут не понимать, что народ крайне раздражен и самими выходками религиозных партий и благосклонностью к ним премьера, и что следующая коалиция вряд будет столь благоприятной для их капризов, они не могут позволить себе и любую уступку в вопросе о призыве – если квоты на мобилизацию увеличат, то ультрарелигиозная молодежь вместо того, чтобы проводить юность в ешивах под полным влиянием своих раввинов, начнет приобщаться к обычной израильской жизни, подтачивая духовную власть иудейских фундаменталистов, не признающих ни государства, ни его институтов, и подстрекающих свою паству к беспорядкам и нападению на религиозных военнослужащих.
Лидер партии «Еш Атид», депутат Кнессета Яир Лапид отметил справедливость решения, принятого БАГАЦем.
«Нет никакой веской причины позволять Нетаниягу тратить время впустую, — комментирует решение суда председатель оппозиционной партии «Еш атид» Яир Лапид. — Ему не нужно никакого дополнительного времени, ему нужна смелость. Этот закон нужно утвердить сейчас, чтобы дать возможность большему количеству ультраортодоксов призваться в армию и интегрировать в рынок труда. Судьи передали Нетаниягу сегодня четкое и однозначное послание: хватит тянуть время. Я призываю главу правительства прекратить прогибаться под каждым требованием ультраортодоксальных партий, и сделать следующий шаг навстречу к равноправному распределению гражданских обязанностей».