Тeгeрaн нe вeрит свoим глaзaм, глядя нa крутой разворот, который Москва делает в сторону Иерусалима — таков лейтмотив статьи Назанина Арманьяна в Publico.
«Стратегическое партнерство» между Россией и Ираном тает на глазах, а Москва заканчивает свой недолгий медовый месяц с Тегераном», — с оттенком драматизма анализирует ситуацию автор статьи, отмечая, что спецпредставитель России по Сирии Александр Лаврентьев предложил Ирану, «Хизбалле» и другим «оккупировавшим» Сирию странам покинуть территорию арабской республики и не мешать мирному процессу.
Арманьян особо выделяет тот факт, что Россия якобы потребовала от Ирана вывести свои войска с территории Сирии именно в тот день, когда весь мир изумленно качал головой при виде Нетаниягу с георгиевской ленточкой на груди и при звуках «Атиквы» в центре Москвы. Автор также напоминает, что буквально днем ранее Трамп заявил о выходе страны из ядерной сделки с Ираном.
Арманьян задается вопросами, почему Иран ставят в один ряд с «незаконно вторгшимися в Сирию странами», если Асад официально пригласил Тегеран ввести свои войска; почему заявление о необходимости вывода иранских войск из Сирии сделал не Башар Асад как глава суверенного государства, на территории которого дислоцируются иранские военные подразделения?
Автор акцентирует внимание на заявлении Москвы, согласно которому она не будет поставлять ракетные комплексы С-300 Сирии, хотя на другой день после атаки 14 апреля США и союзников по Сирии заявила о поставке в «скором времени и безвозмездно» комплексов ПВО Дамаску, усматривая в этом свое «моральное обязательство».
Автор отмечает, что Россия фактически не осудила 150 авианалетов Израиля (так в оригинале) на Сирию, в том числе удары по иранским объектам в этой арабской стране.
Анализируя заявления лидеров Израиля и России, автор делает следующие выводы:
- сохранение пребывания Асада у власти и прекращение израильских ударов по Сирии напрямую зависит от вывода иранских сил и баз;
- страны Персидского залива готовы нормализовать свои отношения с Сирией и финансировать восстановление страны;
- Путин добился поставленных целей в Сирии, Израиль будет с уважением относиться к российским интересам в регионе, но только при условии ухода из этой страны Ирана.
Уход Ирана из Сирии стал главным требованием противников Асада на мирной конференции в Сочи, указывается в статье.
«России нужен устойчивый Ближний Восток, а режим Нетаниягу более устойчив. Всякий раз, когда он наносит удары по сектору Газа, Сирии или Ливану, тем самым способствует росту своей популярности. То, что он добился от США переноса их посольства в Иерусалим и выхода из иранской ядерной сделки, а также победа Израиля на Евровидении, сделали из Нетаниягу национального героя», — говорится в статье.
Арманьян употребляет термин «Фактор Путина», подразумевая под этим, что еще ни один из кремлевских лидеров не выказывал такой симпатии к Израилю.
Автор полагает, что Москва делает большую ошибку, усиливая давление на Иран, желая предотвратить широкомасштабное военное столкновение между Тегераном и Западом, с одной стороны, и Израилем, с другой стороны.
Автор видит ошибку в том, что Иран уже не может делать новых уступок, подписав ядерную сделку. Кроме того, по мнению эксперта, Москва не берет в расчет то обстоятельство, что США желают перекроить карту Ближнего Востока в соответствии со своими новыми интересами.
Арманьян считает, что у Ирана патовая ситуация: он не может уйти из Сирии, утратив тем самым последнюю линию обороны от возможного нападения Израиля, но и оставаться в Сирии также не способен.
По мнению автора, таким образом сработал план… Барака Обамы: Асада не свергать, но превратить Сирию в болото для врагов и противников США.
Как мы сообщали ранее, Россия и «Хизбалла» едва не начали войну друг против друга неподалеку от Израиля.