Эксперты о возможной реакции Москвы: бомбить Израиль, не злить Израиль, дружить с Израилем

Oбвинeния Изрaиля в гибeли рoссийскoгo вoeннoгo сaмoлeтa в Сирии мoжнo вoспринимaть кaк некий отвлекающий маневр, целью которого является попытка микшировать негатив от того, что российские военнослужащие погибли вследствие удара союзников, использующих российское же вооружение. Таково мнение ряда западных экспертов.

Журналист швейцарского издания Neue Zürcher Zeitung Ульрих Шмид отмечает, что выработанный Израилем и Россией механизм предотвращения подобных случаев дал первую осечку с момента появления российских войск в приграничной с еврейским государством стране.

«Это катастрофа, которая должна была произойти. На протяжении нескольких лет израильтяне атакуют в Сирии позиции президента Асада, иранцев и «Хизбаллы». (…) До этого прямой конфронтации Израилю и России удавалось избегать. (…) В данном случае коммуникация, кажется, провалилась.

Отношения, которые до этого можно было назвать приемлемыми вплоть до хороших, находятся под угрозой. В худшем случае Израиль столкнется с требованием России ограничить свое пространство для маневров над Сирией», — пишет журналист.

«Российская версия на первый взгляд кажется правдоподобной, но она не является безукоризненной. Россияне могли раскритиковать сирийцев и их недостаточно умелое обращение с системами ПВО или же саму ПВО. Однако комплекс С-200 — это продукт российского производства (…). Факт в том, что российские солдаты погибли от российской военной техники, используемой союзниками. Это досадно и неприятно. Поэтому отвлекающий маневр Москвы очевиден», — отмечает автор статьи.

Оливер Кэрролл из Independent отмечает примирительный тон заявления президента России, явно отличающийся от тона заявления министра обороны Шойгу.

Кэрролл считает невысокой вероятность военного ответа со стороны России. Он также отмечает тон заявления Минобороны Израиля, выразившего «соболезнования в связи с гибелью экипажа российского самолета». «Такого проявления смиренности, возможно, было достаточно для Путина, чтобы двинуться дальше», — полагает Кэрролл.

«Россия не будет препятствовать операциям Израиля, призванным пресечь экспансию Ирана, понимая, насколько жизненно важными их считают в Иерусалиме», — заявил научный сотрудник Иерусалимского института стратегических исследований Джонатат Спайер, отмечает издание «Инопресса».

«Россия поняла, что одна она виновата в том, что не позаботилась о том, чтобы у сирийцев были правильные системы опознавания «свой-чужой», — заявил бывший советник Кремля, эксперт по безопасности Владимир Фролов.

Джастин Бронк, научный сотрудник аналитического центра RUSI в Лондоне, связывает трагедию с тем, что сирийский комплекс С-200, разработанный в СССР в 1950-е, работает не безошибочно.

Эксперт Российского совета по международным делам Юрий Бармин не видит причин для изменения отношений между странами в свете гибели ИЛ-20.

«Динамика событий может немного меняться, но не политика, — сказал он. — У России не так много союзников, чтобы отказываться от одного из них».

Корреспондент швейцарской газеты Le Temps в Москве Эммануэль Гриншпан в статье «Путин делает ставку на статус-кво с Израилем» пишет, что Москва отказалась от эскалации напряжения в отношениях между странами и Израиль, по всей видимости, сохранит возможность дальнейших атак на военные объекты в Сирии.

Он также видит смысл обвинения Минобороны России в том, чтобы минимизировать негативную реакцию на вину Сирии в гибели самолета.

«Примирительный тон Владимира Путина позволяет сделать вывод о том, что Биньямин Нетаньягу сумел убедить его сохранить существующее положение вещей, позволяющее Израилю продолжить свои воздушные налеты в Сирии», — констатирует Гриншпан.

Немецкая Die Welt препарирует решение президента России лично прокомментировать произошедшее.

«Россия старается поддерживать с Израилем хорошие отношения и закрывала глаза, время от времени критикуя, на 200 израильских ударов по объектам в Сирии, нанесенным с момента начала российской военной операции. За подобной позицией стоят намерения Москвы сдерживать такого непростого союзника, как Иран», — отмечают авторы статьи.

Несмотря на то, что некоторые российские военные эксперты говорят о «военно-политическом кризисе» между Россией и Израилем, который может поставить под вопрос сотрудничество в Сирии и позволит Москве еще больше сблизиться с Тегераном, «нынешний инцидент в перспективе может даже укрепить российско-израильские отношения» — таково мнение независимого эксперт по Ближнему Востоку Кирилла Семенова.

«Несмотря на риторику, Москва все больше осознает, насколько токсичным становится присутствие Ирана в Сирии», — пишет эксперт.

Ранее представители партии ЛДПР в Госдуме России призвали зеркально ответить Израилю за сбитый российский самолет-разведчик Ил-20. Речь шла об идее нанесения ударов по аэродрому, откуда взлетали израильские истребители F-16 ВВС Израиля

«Я призываю системы «Бастион», С-400, «Искандер» показать, как они реально работают. Вот у нас полигон «Восток-2018″, вот то же самое надо сделать с той площадкой, с которой взлетают самолеты — вот и все», — цитировало издание News.ru первого заместителя председателя комитета Госдумы по обороне Александра Шерина.
Шерин заявил о полном согласии с позицией главы Минобороны Сергея Шойгу.

Президент Академии геополитических проблем, экс-начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов назвал свои версии возможной реакции Москвы в отношении Иерусалима.

«Любой израильский самолет, который нарушает границы воздушного пространства Сирии, должен быть атакован. Причем не только сирийскими средствами ПВО, но и России. Там есть российские самолеты, есть зенитные ракетные системы С-300, С-400. Все, что есть, должно уничтожать самолет-нарушитель, самолет-агрессор. И можно делать это без предупреждения. Это законное право и наше, и сирийцев», — приводит издание «Московский комсомолец» слова Леонида Ивашова.

Ивашов считает возможным отзыв посла России в Израиле, выдворение израильского посла из России, понижение уровня дипломатических отношений.

«Раз это враждебное государство, как оценило его действия наше министерство обороны, то надо приостановить действие соглашения о безвизовом режиме. Такие льготные соглашения устанавливаются только с дружественными государствами, но не с проблемными», — сказал Ивашов.

«Мы ничего не потеряем, мы только выиграем во всех отношениях. Во-первых, возрастет авторитет. Мы выйдем из подчиненности Израилю. Мы повысим авторитет нашего оружия и средств ПВО на мировом рынке. Сегодня некоторые страны боятся подписывать контракт на покупку определенных видов оружия, потому что знают, что Израиль может не разрешить, как это было с Сирией, Ираном. Если наши зенитные системы собьют несколько израильских F-16, то многие страны в очередь встанут за нашей техникой», — заявил президент Академии геополитических проблем.

Леонид Ивашов в свое время вошел в число составителя рейтинга ТОП-100 русофобов года.