В прeддвeрии нoвoгoдниx прaздникoв в Изрaилe нaзрeвaют «елочные скандалы» – ревнители иудейской веры крайне не любят публичного отмечания «мирских» праздников, каковым является и Новый год.
Кроме того, ультраортодоксы подозревают новогоднюю ель в «христианстве», хотя в Новом завете никакого упоминания о елках нет, а обычай ставить ели на Рождество появился в Европе лишь в 16 веке (первую елку установили в Прибалтике), и тоже вне связи с христианскими религиозными обрядами. Вообще же почитание деревьев и ритуалы, связанные с ними, восходят к языческим дендрологическим представлениям о древовидной структуре мира.
Так или иначе, елки, подобно Израилю во внешней политике, оказались камнем преткновения для двух противоборствующих идеологических групп – светских израильтян, пытающихся не допустить религиозного диктата, и ультраортодоксов, активно навязывающих свой образ жизни всей стране в качестве «еврейского».
Так или иначе, Алон Белан, выходец из семьи украинских репатриантов, молодой программист из Ришон ле-Циона, проявил гражданскую инициативу, предложив муниципальным властям установить новогоднюю ель на площади у здания мэрии либо в пешеходной зоне на Ротшильде.
Заметив, что муниципалитет официально отмечал Сигд – праздник эфиопских евреев, он решил, что и Новый год в Ришон ле-Ционе вполне заслуживает того, чтобы быть отмеченным на муниципальном уровне. Белан считает, что это принесет городу и туристическую пользу – вместо того, чтобы ездить в Яффо на новогодние торжества, русскоязычные репатрианты съедутся в Ришон, способствуя созданию праздничной атмосферы и укреплению городской коммерции.
Как отмечает Белан, речь идет исключительно о «мирском» празднике, не имеющем никакого отношения к христианству, поскольку в СССР вообще не отмечали Рождество, а Новый год праздновали все, включая евреев.
«Если я уважаю религиозные праздники, то пусть и то, что я хочу праздновать, тоже уважают, тем более что тут нет никаких гойских штучек», — сказал Алон Белан в интервью сайту «Майнет».
Эта позиция не нашла понимания у религиозных кругов в Ришон ле-Ционе, которые уже поклялись «не допустить елок в центре города».
Ультраортодоксальный депутат горсовета Шмуэль Джемиль сказал в интервью порталу «Хидаврут»: «Речь идет о порочной инициативе, которая не будет реализована. Наша цель – сохранение равновесия, а не разжигание общественных разногласий». Он заверил религиозных избирателей, что уже обратился по этому поводу к новому мэру, Разу Кинстлиху, и тот пообещал ему, что елки не будет.
«Мы никому не указываем, что ему делать в его индивидуальном пространстве. Кто хочет отмечать у себя дома – пусть отмечает. У нас нет интереса вмешиваться в чужую жизнь и указывать людям, что им делать. Вместе с тем, мы хотим сохранить тишину и покой в городской черте. Зачем провоцировать раздоры у всех на глазах? Те, кто утверждает, что речь идет исключительно о светском празднике, а не о христианском, игнорируют реальность, это просто неверное утверждение. Этот аргумент для нас неприемлем», — объяснил Шмуэль Джемиль.
Разразился «елочный конфликт» и в Ашдоде, где елку собираются установить в ТЦ «Биг фэшен» у выезда из города на развязке «Ад алом». Ультрарелигиозные круги уже пригрозили бойкотом администрации торгового центра. А нового депутата Эли Нахта освистали на церемонии смены горсовета, когда он публично пригласил жителей города на Новый год в «Биге», «где будет большой праздник без малейших религиозных признаков и на частной территории».