Евростандарты сквозь призму реформирования украинской медицины

В рaмкax прeзeнтaции eврo-кoнцeпции мeдицинскoгo обслуживания Минздрав пообещал гражданам Украины качественное лечение и светлое «здоровое» будущее уже через пять лет.

Новый стратегический подход к реформированию отрасли прокомментировали в пресс-службе ведомства, уточнив, что суть концепции заключаются в отказе государства нынешней условно бесплатной медицины.

Ни для кого не является секретом отсутствие должного уровня услуг в отечественном здравоохранении. Более того, как показывает практика, система сама себя полностью изжила. Вместо нее украинцам буде предложен пакет действительно бесплатных услуг. Остальные медсервисы будут платными, но обязательно войдут в перечень страховых полисов.

Государство обязуется сделать все возможное для развития и популяризации системы добровольного медицинского страхования. Кроме того, будут рассмотрены и другие источники финансирования для тех, кто не сможет самостоятельно покрыть расходы на дорогостоящее лечение. Ставки медперсонала планируется поставить в прямую зависимость от количества обслуживаемых пациентов, а пакет гарантированных услуг обеспечит право гражданина на обследование и лечение в любом, выбранном им медицинском учреждении.

Оптимизм чиновников настолько велик, что они рассчитывают реализовать все пункты концепции до 2021 года. Однако эксперты довольно скептически относятся к «пятилетке» и не относят планы Минздрава к исконно европейским. У них есть множество вопросов, касающихся, например, возможностей эволюции частного сектора. По мнению многих специалистов, нельзя было делать ставку только на государственные больницы.

Мнение, идущее вразрез с инициативой чиновников, опирается на развитие страхового инструментария, которое должно предварять «новое видение», а не догонять его. И, конечно, нельзя оставлять без внимания вклад в отрасль, который могут привнести коммерческие учреждения. Все это учтено не было и может привести к плачевным последствиям.

Медобслуживание будет не по карману большинству граждан и тому есть ряд причин. Главная из них – отсутствие законодательного регулирования в плане внедрения страховых пунктов в соцпакеты работающих жителей страны. Не предусмотрена и государственная помощь для детей, пенсионеров и инвалидов. В Европе эти категории населения страхуют за счет государства. Отдельного внимания заслуживает недостаточно продуманная система закупок лекарственных препаратов и тарификация медицинских сервисов. Отсутствие четких инструкций неизменно повлечет дальнейшее процветание коррупции.

В общем и целом, внедрение реформы за столько короткий срок практически нереально. Остается только надеется хоть на какие-нибудь подвижки. Пока не будет предпринято действенных шагов, самые незащищенные категории украинцев останутся без медицинской помощи и средств к существованию.