Пoсттрaвмaтичeскoe стрeссoвoe рaсстрoйствo, которым страдают многие военные, участвовавшие в боевых действиях, может проявляться и в острых приступах аллергии, превращающих человека в инвалида.
К такому выводу пришел иерусалимский мировой суд, рассмотревший иск бойца бригады «Голани», поданный против Министерства обороны, сообщает «Вайнет».
Военнослужащий настаивал на определении ему инвалидности, утверждая, что приступы аллергии у него начались после того, как он принимал участие в военной операции «Литой свинец» в секторе Газа в 2009 году.
В Минобороны отказались признать его инвалидом ЦАХАЛа, после чего служивший снайпером солдат начал юридическую борьбу с военным ведомством, продолжавшуюся восемь лет. В этой борьбе ему помогали адвокаты Эли Сабан и Моран Шохат.
Военнослужащий утверждал, что после «Литого свинца» у него стали случаться приступы удушья и высыпания на коже наряду с приступами паники, регулярными ночными кошмарами и глубокой депрессией. Всё это сопровождалось потерей веса и другими клиническими признаками, характерными для посттравматического синдрома: спазмами в грудной клетке и учащенным пульсом.
Суть спора между военнослужащим и Министерством обороны такова: представители аттестационной комиссии при Минобороны во главе с доктором Ревиталь Амиаз утверждали, что причиной депрессии и сопровождающих ее симптомов психического расстройства, о которых говорит бывший снайпер, является острая аллергия, которая никак не связана с его военной службой. Солдат, основываясь на заключении бывшего главы психологической службы ЦАХАЛа профессора Хаима Кноблера, утверждал обратное: обострение аллергии имеет прямую связь со стрессами, пережитыми им во время боевых действий в секторе Газа.
Точку в споре вокруг причинно-следственных связей в состоянии солдата поставил председатель апелляционной комиссии иерусалимского мирового суда, судья в отставке Яэль Ахиман. Судья принял сторону солдата и подверг резкой критике специалистов-медиков от военного ведомства.
«Позиция, занятая Министерством обороны в этом случае, несправедлива и не учитывает особенности организма и состояния здоровья военнослужащего. Государство и его представители обязаны проявлять гуманность в отношении бойцов, не выдержавших напряжения и вынужденных всю жизнь справляться с этим тяжелым социальным недугом», — написал Ахиман в вердикте по этому делу.
Теперь в случае, если Минобороны не обжалует это решение в суде более высокой инстанции, военнослужащему должно быть назначено военное пособие по инвалидности.