«Зa всю истoрию стрaны, нaчинaя с 1948 гoдa, мeждунaрoднoe пoлoжeниe Изрaиля еще никогда не было хуже, чем сейчас», — драматически заявил один из лидеров израильской оппозиции Яир Лапид, выступая недавно на организованном им мероприятии, патетически названном «чрезвычайной конференцией в связи с кризисом в международных отношениях».
Тем не менее, вопреки заявлениям, предрекающим близящийся дипломатический кризис и международную изоляцию, на грани которой якобы оказалось еврейское государство, ситуация, если присмотреться, выглядит вовсе не так плохо.
Наоборот, скорое начало экспорта газа, добываемого в израильском средиземноморском шельфе, способствовало в последнее время возникновению новых экономических и дипломатических связей со странами Южной Европы, а научно-технические достижения Израиля привели к увеличению и развитию уже существующих отношений с Индией и Японией.
фото: Коби Гидеон
При этом растущее региональное влияние Ирана с одной стороны и «Исламского государства» — с другой — сблизили интересы арабских стран, в первую очередь Египта, Иордании, Саудовской Аравии и государств Персидского залива с израильскими до такой степени, что, как заметил в январе гендиректор израильского МИДа Дори Голд, «у нас есть сегодня возможность контактировать практически со всеми арабскими странами».
Еще одним направлением израильской дипломатии становится сближение со странами Восточной Африки. В конце февраля в Кнессете состоялось открытие лобби по развитию израильско-африканских отношений при участии почти двух десятков послов и консулов из стран Африки.
«Израиль возвращается в Африку, а Африка возвращается в Израиль, — сказал премьер-министр Нетаниягу, выступая перед израильскими парламентариями и африканскими дипломатами. — И это происходит сейчас, потому что стало совершенно ясно, насколько это хорошо как для Африки, так и для Израиля».
Судя по всему, мероприятие было приурочено к визиту в Израиль президента Кении Ухуру Кениата, посетившего еврейское государство за неделю до этого. Для премьер-министра Биньямина Нетаниягу встреча с Кениатой имела и личную составляющую. Отец нынешнего кенийского лидера Джомо Кениата был первым президентом Кении почти сорок лет назад. Именно он позволил тогда летящим в Уганду для спасения заложников израильским самолетам со спецназом на борту дозаправиться в своей стране.
Операция в Энтеббе, как известно закончилась освобождением всех пленников, кроме одной пожилой женщины, оказавшейся в угандийской больнице и убитой позднее по распоряжению диктатора Иди Амина. Среди десантников же единственным погибшим в бою оказался командир отряда — брат нынешнего премьер-министра Йони Нетаниягу.
Отвечая на приглашение кенийского президента, Нетаниягу сообщил о том, что намерен посетить Кению летом, как видно, к дате сороковой годовщины операции в Энтеббе. Этот визит станет первым посещением израильского премьер-министра африканских стран почти за три десятилетия.
Предполагается, что кроме Кении, Нетаниягу побывает также в Уганде и еще нескольких соседних государствах. В последнее время кроме кенийского лидера в Иерусалиме побывала министр иностранных дел Руанды Луиза Мушикивабо. А в марте ожидаются визиты премьер-министра Эфиопии Хайлемариама Десаленя и главы МИДа Ганы Ханы Тетте. Кроме того, по словам посла Южного Судана в Израиле Рубена Бенджамина, ждут визита израильского премьера и в этой стране.
Африканские страны заинтересованы в том, чтобы получить израильскую поддержку в области использования водных ресурсов, интенсивных методов ведения сельского хозяйства, в здравоохранении и науке, но, безусловно, самой актуальной для них являются сейчас вопросы безопасности.
Непосредственную угрозу странам восточной Африки: Кении, Танзании, Уганде, Руанде, Эфиопии и Южному Судану представляет сегодня базирующаяся на руинах бывшего государства Сомали исламская группировка «Харакат аш-шабаб». Судя по всему, прежде всего для борьбы с ней и нуждаются эти государства в израильских наработках.
боевик из «Харакат аш-шабаба»
Израиль накопил немалый опыт в противостоянии исламскому террору, а в последние годы стал экспертом в обеспечении кибербезопасности, занимая в этой сфере лидирующие позиции в мире. Поэтому он может серьезно помочь африканским странам, с ужасом наблюдающим за провалом своих западных соседей — Нигерии, Мали и Буркина Фасо, — не сумевших справиться с наступлением исламских экстремистов из «Боко харам» и сопутствующих группировок.
Израильские военные специалисты уже давно работают в Кении, обучая кенийскую армию и обеспечивая ее необходимым вооружением. Согласно публикациям в иностранных СМИ, в прошлом году израильские профессионалы в области разведки и борьбы с террором создали в одном из крупнейших кенийских городов, расположенной на берегу Индийского океана Момбасе, специальный штаб по борьбе с террором, позволивший успешно уничтожить значительную часть исламских радикальных группировок на юге и востоке страны.
Известно, что аналогичные контакты существуют у Израиля также с Эфиопией и Южным Суданом. Теперь, судя по всему, подобная практика распространится и на другие, соседние с Кенией страны.
Очевидно, помогая африканским государствам бороться с исламским террором, Израиль приобретает немало важной информации, связанной и с обеспечением собственной безопасности. Кроме того, это приносит экономическую пользу и укрепляет дипломатические позиции еврейского государства.
Более того, теперь, когда израильское влияние в странах Восточной Африки становится ключевым, было бы непростительной ошибкой не использовать его и для усиления международного влияния, включая, разумеется, и голосования в комитетах ООН, где пришло время закончить практику традиционных антиизраильских резолюций.
Оригинал публикации: Evreimir