Oднo из пeрвыx мoиx нaблюдeний в Изрaилe — рeзкoe дeлeниe oбщeствa, и oгрoмнoe количество срезов этого общества. Некоторые уже не так актуальны, но список все еще очень большой. Помимо обычного противостояния, арабы — евреи, есть трения по срезам: «ашкеназы — мизрахи», «олимы — ватики», религиозные — светские, левые — правые, а также по уровню достатка, по цвету кожи, по стране исхода и т.д. В России тоже есть такие линии напряженности, но их не так много: фактически это русские — «черные», где черными могут быть и кавказцы, и азиаты. Либералы — «патриоты». Ну, может, еще богатые — бедные. В Америке тоже есть точки напряжения — их тоже не так много, как в Израиле, в основном по цвету кожи.
В Израиле для такой маленькой страны разнообразие огромно. Невольно начинаешь задаваться вопросом — что не так, почему так все концентрированно? Хороший климат, в стране относительный достаток, люди улыбаются, приветливые, а глубже копнешь — все друг друга за что-то не любят. В чем причина такой глубокой и многоуровневой вражды?
Слово «дискриминация» произошло от английского слова discriminate, которое означает — различать, отличать, проводить различие, дифференцировать, выделять. Если задуматься, то суть данного термина в том, отличаем ли мы, выделяем ли какие-то определенные социальные группы. Да, конечно, есть как минимум социальная группа наших родственников и близких друзей, важны ли их интересы по отношению к другим внешним группам? Есть группа наших коллег и просто знакомых — уделяем ли мы большее внимание этой группе? Возьмем еще шире — группа наших сограждан. Да, конечно, интересы наших граждан приоритетнее, чем интересы граждан других стран. Можно еще шире — группа наших единоверцев. Этот процесс в социальной психологии называется групповой динамикой. Есть такие базовые законы, как в физике: члены своей группы — «хорошие», члены внешней группы — «плохие». Представители группы, с которой мы себя идентифицируем, всегда будут восприниматься более положительно, чем представители чужих групп.
Для того чтобы отличать, нужно определять — для того, чтобы дискриминировать, нужно идентифицировать. Вот и возникает самый интересный момент, а именно «самоидентификация». Как себя воспринимают израильтяне, к какой группе относят — от этого и зависит, кого будут дискриминировать. Получается, что идентификация — это антоним дискриминации. Так как в этом мире все взаимосвязано (где-то убыло — а где-то прибыло) — удовлетворение потребностей «своих» произойдет за счет ущемления интересов «чужих». А это уже и есть дискриминация в ее классическом понимании: «дискриминация — это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе».
Уже будучи в Израиле, я участвовал в исследовании еврейской идентичности. Мы опрашивали русскоязычных людей как в Израиле, так и в России, и задавали очень много вопросов, касающихся самоидентификации. Отличительными чертами еврейской идентичности (в понимании «закона о возращении») я выделил три фактора:
— Принадлежность к группе, то есть: «Ему важно, что все его друзья и родственники могут полностью положиться на него»; «Ему важно уделять внимание всем нуждам близких ему людей»; «Ему важно быть надежным и заслуживающим доверия другом» и т.д.
— Лидерство, то есть: «Ему важно быть тем, кто указывает другим, что делать»; «Ему важно иметь власть, которую могут дать деньги»; «Ему важно быть очень успешным» и т.д.
— Комфорт, то есть: «Ему важно хорошо проводить время», «Ему важно быть свободным и самостоятельно выбирать, что делать», «Ему важно, чтобы его страна была сильной и могла защитить своих граждан» и т.д.
Обратите внимание на то, что под своей группой подразумевается очень близкий круг — друзья и родственники, вопросы с более широкой идентичностью ничего не показали, никаких закономерностей. Очень сильный фактор лидерства можно тоже отнести к национальной черте, ну и почему-то комфорт. Я думал, что это свойственно всем, но, видимо, евреи придают этому большее значение, как минимум по сравнению с русскими (не имеющими права на репатриацию).
Готовы сделать выводы? Я лично вижу в этой «интимной» идентичности и причину такого разнообразия срезов в израильском обществе. Ведь своя группа, с которой люди себя однозначно идентифицируют — это я, моя родня и мои близкие друзья. А все остальные, уж извините, — чужие. Все эти срезы фактически превратились в очень простую модель: свои и чужие, будь то эфиопы, русские, новые репатрианты и т.д. Это и объясняет родоплеменное строение общества, когда страной фактически управляют несколько тесных групп родственников и очень близких друзей, как, собственно, и очень высокий уровень протекционизма.
Человек — социальное животное. Наши предки объединялись в группы для того, чтобы вместе было легче выживать. Сейчас корректнее сказать, что люди объединяются в группы для совместного удовлетворения своих личных потребностей. Эволюция не стояла на месте, и мы научились объединяться по многим критериям: семья, круг близких друзей, коллеги; и в каждой группе мы решаем одну и ту же задачу — совместно защищаем интересы членов группы.
Как выяснилось, за более чем сто лет сионизма и почти 80 лет образования государства фактически так и не сформировано новое израильское общество. Малые группы как были, так и остались, а новой общности израильтян — нет.
Эти распри так и будут продолжаться до тех пор, пока либо государство не распадется от перенапряжения внутренних противоречий, либо не появится новая идентичность «Я — израильтянин», а соответственно, и новая общность — Израиль, которая будет отстаивать интересы членов этой большой группы людей — израильтян. Как это сделать?
Формирование национальной идентичности — длинный путь, но, как любое путешествие, он начинается с первого шага, с осознания и принятия сформировавшегося разнообразия: израильтянин — еврей, араб, русский, эфиоп. Израильтянин — иудей, мусульманин, христианин, атеист…
Источник: «РеЛевант»
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта