Космополитическое воспитание против патриотического, или “Через тернии к звёздам”

“Любoвь к oтeчeству дoлжнa выxoдить из любви к чeлoвeчeству, кaк чaстнoe из oбщeгo”
(В. Бeлинский)

Некоторым покажется кощунственным утверждение, что у меня три родины. Но это так. Россия — где родился и прожил много лет. Германия — где живу. И, наконец, историческая родина — Израиль, который посещаю довольно часто и в котором чувствую себя (честное слово, не преувеличиваю), наиболее комфортно.

Остап Бендер в порыве откровения рассказал Шуре Балаганову о своей хрустальной мечте — “… глазком взглянуть на Рио-де-Жанейро”, где “… полмиллиона жителей и все в белых штанах”. У меня мечта — “глазком взглянуть” на то время, когда наши потомки будут осваивать другие галактики, встретятся с инопланетянами и будут называть своей родиной планету Земля.

В начальной школе большинство мальчишек нашего класса хотели стать космонавтами. К старости (не думаю, что все прежние одноклассники поддержат меня) я хотел бы стать космополитом. Хотел бы разъезжать по миру и чувствовать себя комфортно в любой из 252 стран на планете. Но, как говорится, хотеть не вредно. Вряд ли в обозримом будущем такое будет возможно. Особенно, если учесть, что есть арабские страны, где евреи — “нон грата”.

Обратите внимание, что понятия космическое и космополитическое имеют не только общие синтаксические корни, но и общий философский смысл. На это обратили внимание ещё древние греки. Первым космополитом считается Диоген, который не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей, а себя считал гражданином мира.

В поддержку мирового гражданства выступал Сократ, а его ученик Платон рассматривал космос как один живой организм, а человека как часть космоса. Кстати, переводится космополитизм с греческого как “гражданин мира”. Космополитом был Барух Спиноза, великий философ еврейского происхождения, всю жизнь переезжавший из одной страны в другую и ни одну из них не считавший своей родиной. Космополитом был и русский философ Пётр Чаадаев — прототип Александра Чацкого. Он призывал в “Философских письмах”: “… сочетать в себе два великих начала духовной природы — воображение и разум, и объединить в нашей цивилизации историю всего земного шара”.

Только не будем путать. Космополитизм — это не безнационализм.
Космополитическое сознание не означает, что его носители не гордятся достижениями родины или отказываются от её культуры. Гордятся и не отказываются. Но для космополитов, в отличие от патриотов, в основе угла лежат не национальные, а общечеловеческие ценности. Кроме того, границы между патриотизмом и национализмом легко размываются. Это ещё раз подтвердил приход к власти Гитлера. Нацисты были патриотами Германии. Они утверждали, что “Германия превыше всего”, а немцы высшая раса. Чем это закончилось хорошо известно. И ещё одна странная вещь: история показала, что в патриотическом угаре объектом ненависти и агрессии “патриотов” почти всегда становятся евреи.

Лев Толстой писал о патриотизме как о пережитке варварских времён, злом, ведущим к агрессии и вражде: “…ослепление, в котором в наше время находятся народы, восхваляющие патриотизм, воспитывающие свои молодые поколения в суеверии патриотизма и, между тем, не желающие неизбежных последствий патриотизма — войны, дошло, как мне кажется, до последней степени…”.

Это было написано в конце века, но 20 и 21 в. в. показали, что, всё-таки, не до последней. В 48-53 г. ХХ столетия борьба с космополитизмом в СССР достигла кульминации и носила определённо антисемитский характер. Велась эта, так называемая, “борьба” по прямому указанию Сталина, которому не понравилось, как восторженно встречали евреи первого посла Израиля в Москве. Советских евреев обвиняли в безродном космополитизме, антипатриотизме, “низкопоклонничестве перед Западом”, и не только увольняли с важных постов и должностей, но и арестовывали, ссылали в лагеря Гулага, расстреливали.

В сегодняшней России, где государственный антисемитизм, практически, отсутствует, не нравственное, интеллектуальное, музыкальное, или, скажем, физическое, а патриотическое и, особенно, военно-патриотическое воспитание, официально считается приоритетным в воспитании детей и молодёжи. Конечно, это правильно, когда люди любят свою семью, свой город, свою страну, стараются сделать их жизнь лучше, а в случае опасности встают на защиту. Но разве это предмет воспитания? Желание улучшить жизнь своей страны, а, значит, и свою жизнь, как и желание защитить свой дом заложено в каждом нормальном человеке.

Что, действительно, нужно воспитывать с детства, так это понимание того, что интересы человечества выше интересов отдельной страны, нации, религии. Надо воспитывать наших детей космополитами, или, как писал в своей книге “Космополитическое мировоззрение” немецкий философ Ульрих Бек: “… свободными индивидами, которые стремятся выработать общечеловеческие культуру, общечеловеческие нравственные ценности, общечеловеческое мировоззрение”. Людьми, которые ощущают себя не столько русскими, немцами или, скажем, узбеками, сколько землянами, гражданами мира. Чтобы ещё в школе наши дети и внуки поняли, что космополитизм — это идея братства, слияния наций, единой культуры человечества.

На мой взгляд, правильное космополитическое воспитание это, одновременно, и правильное патриотическое воспитание. Но акценты смещены. Это не воспитание “патриотов”, которые хвалят всё “своё”, гордятся своей нацией и ругают всё “чужое”. Об этом хорошо написал в “Письмах из Парижа” поэт князь Вяземский: “Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом”. Вспомним лермонтовское: “Прощай, немытая Россия” или “Люблю Россию я, но странною любовью”. Эта “странность”, как раз и заключается в том, что настоящие патриоты не закрывают глаза на проблемы своей родины, а прямо о них говорят. Они стараются перенести в свою страну то хорошее, что есть в других странах, а не, в обязательном порядке, идти своим, особым путём.

Космополитов мало, патриотов много. Космополиты протягивают всем руку дружбы, патриоты стреляют друг в друга. Космополиты уважают любую культуру, религию, народ. Патриоты возвеличивают своё, национальное. Путь в будущее, это, прежде всего изменение человеческого сознания от, так называемого, патриотического, где “всяк кулик своё болото хвалит”, к космополитическому, даже к космическому. Именно такое изменение и есть для человечества одна из важнейших целей воспитания детей и молодёжи. Как говорили древние: “Per aspera ad astra”, “Через тернии к звёздам”.

Источник: «МАСТЕРСКАЯ»

Автор: Лев Мадорский