Кто победит в войне прошлого и будущего?

В XXI вeкe сущeствуeт oгрoмнoe, вoистину, чудoвищнoe прoтивoрeчиe мeжду бeзудeржным, стремительным развитием новейших технологий, устремлённых в будущее, и примитивными, средневековыми анахронизмами —представлениями в сознании людей. Одно из таких представлений, о котором хочу поговорить: есть только одна правильная религия и только один правильный способ верить в Бога. Этот анахронизм был бы достаточно безобиден, если бы не приводил к насилию, терактам и даже к войнам.

Не такие ли, “не стоящие выеденного яйца” поводы для войн высмеивал великий английский сатирик XVIII в. Джонатан Свифт в романе “Путешествие Гулливера”, когда рассказывал о лилипутах. Крошечные человечки воевали много лет, так как не могли прийти к общему мнению с какого конца следует разбивать яйцо — с тупого или острого. Другая сторона того же средневекового примитивизма, которую, несмотря на опыт Холокоста, так до сих пор и не удалось изжить и которая тесно связана с первым, антисемитизм. Думаю, что в будущем именно под этим углом потомки будут оценивать наше время.

Будущее набирает силу

С одной стороны, с развитием цивилизации, улучшением условий жизни, медицины, образования, земляне всё больше начинают понимать бессмысленность религиозных споров.

Изменились к лучшему, например, отношения в христианском мире. Гугенотские, кровавые войны во Франции между католиками и протестантами сменились (конфликт в Северной Ирландии — исключение) мирными, дружескими отношениями. В Германии, например, есть церкви, в которых в первой половине дня молятся евангелисты, а во второй — католики. В наше время представители разных направлений христианства, включая православных, научились жить в мире. Также сегодня совсем не редкость семьи, в которых муж верит в Бога, а жена атеист, или наоборот, и это никоим образом не мешает семейному согласию.

В орбиту добрососедских отношений между религиями, когда каждый верит или не верит так как он хочет, всё больше включаются представители иудаизма, умеренного ислама, буддизма, конфуцианства, других восточных верований. А также такие экзотические вероучения как бахаисты, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня, баптисты, мормоны и многие другие.

Радикальный ислам — основная сила прошлого

Но о победе будущего говорить рано. Рудименты прошлого прочно удерживают позиции. Особенно широко распространены религиозный фанатизм, нетерпимость к другим религиям и юдофобские настроения среди последователей ислама. Именно мусульмане, которых на Земле более 1,3 млрд. и общины которых есть сегодня, практически, во всех странах мира, составляют его основной ударный отряд. Сегодняшние теракты по всему миру, войны между Израилем и арабскими странами, злодеяния ИГИЛа и Аль-Каеды, нападения в разных странах мира на евреев и христиан, на синагоги и церкви — всё это звенья одной цепи.

В ряде мусульманских стран, живущих по законам Шариата, (Иран, Саудовская Аравия, Судан, Пакистан, Сирия, Ирак) прошлое занимает особенно прочные позиции. В этих странах законы Шариата практически заменяют конституцию. Страной управляет диктатор. Женщины бесправны. Молиться необходимо под страхом наказания пять раз в день. Антирелигиозные нарушения, например, переход в другую религию или неверие, наказываются смертной казнью через отрубание головы или забивание камнями. Саудиты, например, только с начала 2018 года казнили 48 человек. И т. д. и т. п.

Особенно кровопролитные сражения между прошлым и будущим разворачиваются вокруг атавизмов, связанных с ксенофобией, расизмом, антисемитизмом. Причём, как ни странно, пережитки эти сохранились в сознании людей живущих не только в отсталых странах, но и в технически развитых, цивилизованных. Как считают некоторые психологи, это не просто пережитки, а своеобразные психические отклонения, связанные со страхом перед людьми другого цвета кожи, другой религии, других привычек. Страх этот легко переход в агрессию и ненависть к “чужакам”. Истоки пережитков, как правило, находятся в семье, где ребенок перенимает взгляды своих родителей.

Вспоминается эпизод из юности. Будучи студентом, подрабатывал в средней школе, где после уроков разучивал с желающими (в основном, это были девочки 1— 4 классов) детские песни. Я раскладывал на сцене тексты, дети читали и выбирали песню по вкусу. Однажды увидел, что девчушки столпились, что-то активно обсуждают и странно поглядывают на меня. Подошёл и увидел, что среди текстов песен случайно оказалась испорченная анкета о приёме на работу, где в самом болезненном для евреев при приёме на работу пятом пункте, указывалась национальность. “Правда, что вы еврей?” — недоверчиво спросила одна второклассница. “Да, правда”. Девочки испуганно глядели на меня и не знали что сказать. Неожиданно вперёд вышла девочка, с которой у нас были особенно хорошие отношения, загородила меня и сказала в мою защиту: “Это он не виноват. Это его родители виноваты”. Я ничего не сказал, но подумал, примерно, то же самое: “Это вы не виноваты. Это ваши родители”.

Кто же победит?

Будущее наступает. Недавно 30 имамов Бельгии выступили с призывом к религиозной толерантности. Десятки миллионов христиан по всему миру поддерживают Израиль. Папа Римский Павел Второй в 2000 году публично признал, что “… молит прощения у Бога за несправедливость, которую допустили за прошедшие столетия христиане”. Антисемитизм, как и ксенофобия, ненависть к другим нациям, всё более становится атавизмом, уделом маргиналов, делом грязным и позорным. Таким же аморальным как наркомания или, скажем, педофилия. Но исход войны между прошлым и будущим ещё не решён. Вопрос “Быть или не быть?” попрежнему стоит по шекспировски остро и судьбоносно. Одно ясно: если прошлое победит, то будущему не быть. Человечество самоуничтожится. Ждать исхода смертельной схватки не долго. Как писал А. Эйнштейн: “Будущее приходит достаточно быстро”.

Источник: «Мастерская»

Автор: Лев Мадорский