Рoссийский министр инoстрaнныx дeл Сeргeй Лaврoв дал пространное интервью испанской левоориентированной газете «Эль-Пайс», изложив свои взгляды на основные международные коллизии нынешних дней.
Испанский журналист, интервьюировавший Лаврова, задал и вопрос относительно координации действий в сирийском воздушном пространстве между Россией, поддерживающей режим диктатора Асада, и Израилем, стремящимся не допустить появления проиранской террористической инфраструктуры на территории послевоенной Сирии.
Вопрос был задан в свете инцидента с российским самолетом Ил-20, сбитым сирийскими ПВО российского производства, в котором российская сторона обвинила Израиль.
В ответ на вопрос о том, продолжится ли эта координация и впредь, Лавров осветил историю вопроса, сказав: «В свое время президент России Владимир Путин и премьер-министр Биньямин Нетаниягу пришли к пониманию необходимости сотрудничества в предотвращении воздушных конфликтов между российскими аэрокосмическими силами, действующими в Сирии, и израильскими ВВС. Речь идет именно о понимании без какого-либо письменного соглашения, например, меморандума между Россией и США о предотвращении авиационных инцидентов и безопасности полетов во время операции в Сирии, который был подписан в октябре 2015 года».
Затем Лавров перешел к критике Израиля: «К сожалению, израильская сторона не всегда строго выполняла свои обязательства, прежде всего в том, что касается обязательства предупреждать российских военных о боевых действиях на сирийской территории. Это несколько раз угрожало жизни наших военнослужащих в Сирии, например, в результате воздушного удара Израиля в пальмирском регионе в марте 2017 года».
«Мы предупреждали по всем направлениям, и на самом высоком уровне, что такое отношение может привести к трагическим последствиям. В то же время мы подчеркивали, что военные нападения способствуют усилению региональной напряженности и не способны решить проблемы безопасности, которые беспокоят израильтян. Тем не менее, израильтяне продолжали бомбить цели на сирийской территории, и это привело к трагическому крушению российского разведывательного самолета Ил-20 с пятнадцатью офицерами на борту. После инцидента семнадцатого сентября мы не могли оставить все как есть. Россия ответила сдержанно, но твердо», — рассказал российский министр иностранных дел.
После инцидента со сбитым самолетом Россия завезла в Сирию зенитно-ракетные комплексы С-300, превосходящие С-200 по локационным возможностям и позволяющие отслеживать все летающие объекты в радиусе сотен километров.
С тех пор, как утверждают злые языки в России, израильские удары по иранским объектам в Сирии прекратились. Однако анонимный источник в израильской оборонной системе заявил, что израильтяне бомбили и в Сирии и после поставок С-300.
Как утверждают россияне, комплексы поставлены сирийцам бесплатно, и задействуют их тоже сами арабы, прошедшие трехмесячный курс обучения.
Многие комментаторы отмечали странности, связанные с последствиями крушения Ил-20 – официального списка погибших военнослужащих (якобы 15 человек) не публиковалось, в России не объявлялся траур, а сам самолет был сбит ракетой С-200 из сирийских ПВО спустя 40 минут после того, как израильские истребители улетели из данного квадрата и давно находились в собственном воздушном пространстве.
Как отмечали политические обозреватели, инцидент со сбитым самолетом стал большой удачей для тех сил в России, которые недовольны близкими отношениями между Путиным и израильскими лидерами и предпочли бы, чтобы тот занимал традиционные для советских властей промусульманские и антизраильские позиции.
Хотя Путин в первые дни пытался сгладить вопрос о причастности Израиля, заявив, что «это нельзя сравнивать со сбитым Турцией Су-24″, проарабский российский истеблишмент, ведомый в первую очередь Сергеем Лавровым, устроил смычку с военными, которым тоже было выгодно свалить вину на израильтян, и связал Путина лживой версией о том, что израильские самолеты, уже улетев, «вернулись» после бомбежки и зачем-то «прикрылись российским ИЛ-20 от сирийских ракет».
фото: Хаим Цах