Прoизoшeдшee с писaтeльницeй Людмилoй Улицкoй нa дняx в Мoсквe — индикaтoр стeпeни рaдикaлизaции рoссийскoгo oбщeствa. Нe тo чтoбы тoтaлитaрнoe по сути устройство государственной системы исчезало на территории бывшей России надолго за последние 100 лет. Но ренессанс методов прошлых времен успешно являет нам и новые формы дикости.
Впрочем, не такие уж они и новые, если вспомнить, что вытворяли с настоящими немецкими писателями в Германии середины 30-х годов XX века.
«Вы, как вас там по именам, вернулись к старым временам», — провидчески заметил Владимир Высоцкий в одной из песен о карательной психиатрии.
Писатель Людмила Улицкая декларирует российскому обществу этические императивы, уводящие в сторону, обратную распаду, краху, тлену. Учитывающие права каждого отдельно взятого человека. Приверженность свободе слова, свободе совести.
Эти этические императивы недолго играли значимую роль в российском обществе — в любые времена. За них шла борьба отдельных представителей общества с дремучей властью. С закостенелым сознаньем, включающим в себя рабские черты во всех их проявлениях — от тотальной покорности хозяину, неприхотливости, рабского страха — до бессмысленного и жестокого русского бунта, упомянутого еще Пушкиным.
Акция в Москве, направленная против Улицкой — совсем не случайный хулиганский выпад. Это планомерное запугивание мыслящих, достойных, свободных внутренне людей со стороны властных структур. Они не умеют иначе. Методы за 100 лет практически не изменились.
На квартиру академику Сахарову в 73-м году могли случайно якобы нагрянуть члены террористической палестинской организации НФОП. И устроить там погром. Поэта Константина Богатырева за независимую позицию такие якобы хулиганы просто убили в подъезде. Нанесли удар бутылкой по голове. В далеком 1976-м.
Почерк знаком. Нечто подобное периодически случается в РФ все последние годы. Умелое манипулирование неокрепшими молодыми умами. Создание боевых отрядов. Молодежных спецбригад. Процесс этот управляем. А нити ведут известно куда.
Бездействие московской полиции на месте развернувшегося бесовского шабаша, вакханалии, говорит само за себя.
Конечно, все подобного рода акции — это из серии «обыкновенный тоталитаризм в действии».
Людмила Улицкая — писатель замечательный. Ее книги — голос одиночки среди безумного хора.
Недавно прочел монолог писательницы о лестнице Якова, имеющей важное значение для изменения сознания людей.
«С тех пор, как я написала эту книжку, она называется «Лестница Якова», я на самом деле сильно поумнела. Я поняла, что все мы стоим на этой огромной лестнице. И позади нас – наши предки, впереди нас – наши потомки. И смысл этой лестницы в том, что мы по ней поднимаемся. Она нас куда-то ведет вверх. И без осознания, без понимания того, что с нами происходит, без сохранения того знания, той памяти, которой владели наши предки, мы никуда не можем двигаться».
Писатель Людмила Улицкая в своих сочинениях старается следовать этому принципу.
Однако на этом тернистом пути не все тропы и троппы проторены. Возникают соблазны поставить в главу угла мировоззренческие личностные мотивы.
В частности, когда Улицкая рассуждает о лестнице Якова, о знании имен предков, их бытия, о путешествии во времени, ей самой необходимо бы обращаться построже со словом. Ведь ради чего совершается такое путешествие? Ради установления истины. Фактов. Ради того, чтобы узнать — кто ты и откуда, в чем смысл бытия, его тайн, загадок. Ради того, чтобы понять — что вообще можно делать в этой жизни человеку, а чего — нельзя. Как себя ставить по отношению к себе, к другим. Такие вещи требуют максимальной точности в обращении и с историей, и со словом — своим и тем более — божьим. В собственных сочинениях. Что же мы ,например, читаем на страницах романа Улицкой «Переводчик Штайн»?
«Иудейский праздник Шавуот, Седмицы, предшествует празднику Пятидесятницы исторически. Очень возможно, этот праздник существовал и в дохристианском, языческом мире — люди и тогда приносили первины от своих урожаев в благодарность Господу».
Во многих своих посылах и сентенциях права хороший писатель Улицкая. Демонстрирующая глубокие знания, в том числе и в области христианской теологии. Истории иудеохристианской цивилизации…
И все-таки в своем романе о переводчике Штайне писательница заблуждается. Точней нужно путешествовать по лестнице Якова. Дохристианский мир — мир монотеистический в чистом виде. Если говорить об иудействе. Именно христианство привнесло в строжайший монотеизм концептуальный элемент язычества.Для того, чтобы адаптировать этот самый монотеизм к умам и душам людей, совершенно не понимавших, что такое абстрактное единобожие, с чем его едят. А потому кушавших на всякий случай носителей этого знания и глубокого понимания тайн бытия…
И лишь последние лет 100-200 исторического развития можно вести речь о том, что языческое не иудейское сознание хоть как-то приблизилось к глубине понятий монотеистических, не сместив, не исказив их.
«В трудах Маймонида, известного в еврейских источниках как Моше Бен Маймон или Рамбам, иудейского учителя и комментатора XII века, встречаются острые выпады против христиан, столь же мало обоснованные, как и антиеврейские высказывания некоторых из отцов Церкви. Так углублялась пропасть между иудейским и христианским миром».
На самом деле, и великий ученый-теолог Рамбам, и великий ученый-теолог Рамбан абсолютно четко, шаг за шагом, как в постулатах доказываемой теоремы, показали несостоятельность теологических раскладов христианских средневековых ученых, кардиналов, инквизиторов.
Победу Рамбана признал даже главный инквизитор и король Испании. Исторический диспут по вопросам богословия и состоятельности христианских доктрин прошел по инициативе короля Испании и отцов церкви. Рамбан одержал на нем блестящую, сокрушительную победу. Это признали все. Но, как у лжецов принято, замолчали результаты диспута. И не исполнили данных Рамбану обещаний прекратить преследования носителей истины — евреев.
Путешествуя по лестнице Якова, желательно следовать истине, а не искажать ее в угоду собственным путанным концепциям, воззрениям.
«Так что скоро стану израильским гражданином, но без права называть себя евреем в Израиле. Вот приеду в Польшу или в Германию — там я для всех еврей, но только не для государства Израиль. В моем удостоверении написано: «Национальность не определена». Так что можно считать, что я одержал какую-никакую победу в борьбе с гестапо и НКВД, но потерпел полное поражение от рук израильских чиновников».
Если писатель Улицкая задумает и впрямь путешествие по лестнице Якова, в прошлое, к предкам — она обнаружит в ответ на свою восходящую метафористическую лестницу-крещендо «гестапо — НКВД — израильские чиновники» недоуменные вопрошающие взгляды миллионов евреев — европейских, уничтоженных как гестапо, так и НКВД . Исстрадавшиеся лики предков этих самых злобных израильских чиновников. Немые укоряющие призраки сотен тысяч евреев — жертв испанской инквизиции, немецкого святого рыцарства… Она обнаружит на лестнице Якова муки голандских, чешских, немецких английских гетто. Казни. Погромы.
Она найдет там молчащий в своей внутренней солидарности с нацистами Ватикан, пачками выдававший визы для бежавших в Южную Америку от земного правосудия нацистов. Включая любителя ставить опыты на живых людях доктора Менгеле.
Я думаю, на лестнице Якова существуют специальные площадки для отдыха. Там можно сесть Хорошо подумать. Внимательно оглядеться вокруг. Сделать выводы. И продолжить счастливое путешествие души. Не искажая, не замалчивая правду.
«Моисей учил исполнять долг человека перед Господом, а Иисус — исполнять не по долгу, а по любви».
Самое абсурдное утверждение, прочитанное мной в романе. Намеренная ли это ложь, неосознанное ли заблуждение — мне неизвестно. Однако — основа основ Торы, учения Господа, Моисея — это прежде всего любовь. Первое свойство Создателя. И быть «по образу и подобию» — это и значит в первую очередь быть исполненным любовью.
Более того — понятие любви к Богу, к ближнему — декларируется через строчку в любом иудейском тексте.
Сама же Тора начинается на букву «бет» — Б — и заканчивается на букву «ламед» — Л. Л+Б в сумме дают слово ЛЕВ (В и Б в иврите одна и та же буква). ЛЕВ…Что означает — сердце. Вся Тора — в любви, в сердце.
Это первый постулат учения Моисея.
И те же Л и Б — корневые буквы слова ЛЮБОВЬ во многих языках.. «Либав» — сердце их… «ЛиБе»… «ЛаВ»…
Итак, первая заповедь учения Моисея, а точнее — Господа Бога через Моисея — исполнять по любви. Быть исполненным любовью. И ничего нового в христианской доктрине в качественно лучшую сторону в этом смысле не обозначено. Никоим образом.
Ровно наоборот — искажено до абсурдной неузнаваемости.
«Европейское еврейство в том виде, в котором оно существовало последние три века, уничтожено. Я не думаю, что оно способно к восстановлению: несколько сот хасидов, добравшихся из Белоруссии до Нью-Йорка со своим любавичским цадиком, и несколько сот ешиботников во главе с митнагдимскими раввинами вряд ли жизнеспособны в современном мире. Дети ортодоксальных евреев в талесах штурмуют в Америке Голливуд, а в Палестине арабов…»
Писатель Улицкая выдает свои собственные воззрения и представления за действительность. Конечно же, европейское еврейство, по которому прошлись огнем и мечом как нацисты,так и большевики, в уничтожении которого принимали деятельное участие множество проходимцев большинства народов Европы, не уничтожено полностью. И в Америке, и в Израиле проживают до двух миллионов хасидов, меснагедов. Продолжая традицию древних своих учителей — фарисеев. седукеев, ессеев. Дальнейшую традицию 1000-летнего европейского еврейства.
Эти люди как раз умеют путешествовать по лестнице Якова, в отличие от писательницы Улицкой. И вовсе не Голливуд они штурмуют, не арабов — они штурмуют тайны Господа Бога. Войной с арабскими террористами занимается армия обороны Израиля ЦАХАЛ. А вовсе не ортодоксальные иудеи. Штурмующие Его Тору, пророков, писания, Талмуд, «Зоар». Они несут не прерывающуюся Синайскую традицию. Часть из них не понимает, правда, что изгнание окончено, и одежды, данные евреям польскими королями, необходимо сменить. Как и концепцию о том, что истинный Израиль придет с небес. Все пророчества о возвращении Израиля сбылись на Земле. Здесь и сейчас. Чудо возвращения — именно в естественном ходе событий. Рукотворном…..
Что до Улицкой, то вводить в заблуждение людей посредством вкладывания в уста своего героя искаженных представлений о реальности — не самый лучший способ путешествия по лестнице Якова. Скользить стремительно по перилам этой лестницы, падая вниз, а не взмывая вверх — вот как можно назвать переворачивание вещей и явлений с ног на голову. Писательница Улицкая занимается ровно этим в данном случае. Даже не осознавая того.
Хотя сам роман — глубок и горек. Но суть — в деталях. И если уж путешествовать — то во всеоружии.
В связи с последними событиями остается пожелать писательнице стойкости и мужества. Творить. Делать свое дело, несмотря на. Закончу словами Булата Окуджавы: «Не обращайте вниманья, маэстро. Не убирайте ладони со лба».