Oкружнoй суд Иeрусaлимa принял прeцeдeнтнoe рeшeниe, сoглaснo кoтoрoму израильтянка, прошедшая гиюр (процесс обращения в иудаизм) в ортодоксальной организации «Гиюр ка-Алаха» — негосударственном религиозном суде, возглавляемом видными раввинами религиозного сионизма, будет записана еврейкой в соответствующей графе реестра населения.
В постановлении судья Аарон Фаркаш написал: «После того как я внимательно изучил доводы истца ( … ), я удовлетворяю ее требования и выношу декларативное постановление о том, что заявитель, прошедшая гиюр, считается еврейкой и должна быть записана как еврейка в графе «национальность и вероисповедание» реестра населения».
Постановление было принято после того, как более года государство, позицию которого озвучивали представители генпрокуратуры, пыталось воспрепятствовать вынесению окончательного решения, утверждая, что необходимо дождаться выводов комиссии по гиюру во главе с экс-министром юстиции Моше Нисимом и принятия закона о гиюре, который, в том числе, урегулирует вопрос признания гиюров, пройденных в независимых раввинских судах.
После того как публикация отчета комиссии Нисима лишь обострила политический кризис и не привела к принятию закона о гиюре, государство ответило суду, что из-за «промежуточного периода, в котором мы находимся в связи с отчетом комиссии Нисима», оно снимает свои возражения и оставляет вынесение решения на усмотрение суда.
Как уже упоминалось, гиюр был пройден в организации «Гиюр ка-Алаха» — самом большом в мире независимом ортодоксальном суде, возглавляемом видными духовными лидерами религиозного сионизма, в числе которых раввины городов, поселений и главы ешив.
Во главе «Гиюр ка-Алаха» стоит один из крупнейших духовных авторитетов религиозного сионизма — раввин Нахум Рабинович, глава курсов предармейской подготовки («ешиват-эсдер») в Маале-Адумим.
Гиюр, о котором идет речь, был проведен в июле 2016 года в религиозном киббуце Маале-Гильбоа. В состав религиозного суда входили раввин Йегуда Гилад, раввин кибуца Лави и глава ешиват-эсдер Маале-Гильбоа, раввин Биньямин Гольцман, раввин киббуца Маале-Гильбоа и раввин Йосеф Слотник, преподаватель на курсах предармейской подготовки.
Ходатайство о подтверждении гиюра было подано в марте 2017 года адвокатами общественной организации «Итим»: Эладом Капланом, Эстер Бисауэр и Реут Клейнбергер.
В эти дни сеть негосударственных ортодоксальных судов «Гиюр ка-Алаха» отмечает три года с момента основания. За этот период в раввинских судах этой сети перешли в иудаизм около 600 человек, 80 процентов из которых дети. Большая часть из оставшихся 20 процентов являются родителями детей, прошедших гиюр.
В общей сложности с момента создания «Гиюр ка-Алаха» в организацию поступило около 7500 обращений от желающих принять иудаизм. Многие из обратившихся были перенаправлены в государственную систему гиюра и прошли гиюр в ее рамках.
Сеть «Гиюр ка-Алаха» была создана в первую очередь для того, чтобы предоставить возможность детям с еврейскими корнями, не достигшим возраста бар/бат-мицвы пройти упрощенный процесс гиюра, в соответствии с религиозными постановлениями крупных галахических авторитетов, таких как раввин Овадья Йосеф.
Решение Окружного суда было вынесено после того, как в конце марта 2016 года Высший Суд Справедливости (БАГАЦ) в расширенном составе из 9 судей постановил признать право на репатриацию тех, кто прошел гиюр в независимых ортодоксальных религиозных судах в Израиле.
В попытке обойти решение БАГАЦа министр внутренних дел Арье Дери выступил с законодательной инициативой, чтобы сохранить монополию Главного Раввината в сфере гиюра. Этот шаг вызвал возмущение и волну критики со стороны многих представителей религиозного сионизма и еврейских общин по всему миру.
В попытке достичь компромисса премьер-министр Биньямин Нетаньягу учредил комиссию Нисима, которая представила свои рекомендации в июне 2018 года, что лишь усугубило существующий кризис.
В своем отчете Нисим предложил создать отдельную систему прохождения гиюра, которая не будет подчиняться Главному Раввинату Израиля. Попытка вывести сферу проведения гиюров из-под полного контроля Раввината привела к тому, что члены ультраортодоксальных фракций Кнессета выступили против данного предложения.
В то же время создание новой монополии взамен существующей монополии Главного Раввината вызвало протесты со стороны общин, в которых действуют независимые раввинские суды, а также со стороны еврейской диаспоры.