Нaзлo. Этo слoвo кaк нeльзя лучшe oтoбрaжaeт тo, чтo прoисxoдит в пoслeдниe гoды в международной политике. Россия назло НАТО вводит войска в Грузию, признает независимость грузинских сепаратистских регионов, аннексирует украинский полуостров, подбрасывает дрова в тлеющий конфликт в Донбассе, а Запад вводит санкции, развертывает американскую систему ПРО в Европе…
Так происходит повсюду. Это емкое наречие “назло” слетело с уст Надежды Савченко. Оказывается, назло можно еще и выжить, ведь если не разозлиться, то в одиночной камере наложишь на себя руки с гарантией. 2 года в тюрьме, безусловно, сказались на психике украинской летчицы. Когда в киевском международном аэропорту «Борисполь» Надежда подошла босая к журналистам, она быстро перешла на крик. Она вращалась вокруг своей оси. Она в первую очередь до себя самой, а не до окружающих, пыталась донести: “я на свободе”.
Савченко просила прощения у матерей тех, кто до сих пор остается в заложниках в России, у матерей тех, кто погиб. Своей маме, которая ее встречала, она подарила все цветы. Их было много.
Юлия Тимошенко, распрощавшаяся с фирменной косой, тоже попыталась внести свою цветочную лепту в общеукраинское дело чествования Надежды. Тимошенко прошла тюрьму, но героем Украины так и не стала. Цветы от Юлии Владимировны Савченко не приняла. Надежда, видимо решила не скатываться до сентиментальности в отношениях с лидером той партии, список которой возглавила во время последних парламентских выборов. В результате она стала депутатом Верховной Рады от «Батькивщины».
Человек военный, Савченко поинтересовалась у Тимошенко, может ли приступить к работе завтра. Юлия Владимировна заключила: «Это реально приехал сильный лидер домой». Сложно поверить, что газовая принцесса искренне обрадовалась возвращению Савченко. Тимошенко слишком умна, чтобы не понимать: она со своим, скажем так, разнообразным прошлым не может составить конкуренцию Надежде.
Да что там Тимошенко! Порошенко самое время задуматься. Не исключено, случись завтра президентские выборы, украинцы вполне могли бы проголосовать за героическую летчицу, которая мучилась в российских застенках, голодала, за которую вступались всем миром.
Савченко–заключенная стала символом российского произвола. Ее имя использовалось в политических целях, произносилось со всех высоких международных трибун. А теперь что прикажете делать с женщиной, которая, вернувшись домой, прокричала: многое предстоит предпринять в стране.
В качестве кого она собирается предпринимать? В одном из интервью Надежда сказала, отвечая на вопрос о том, собирается ли она баллотироваться на пост главы государства: «Украинцы, а вам я президентом нужна? Если скажете, что надо, то буду! Мне безразлично, как выполнять свой долг перед украинцами — на поле боя или в кресле президента».
Время покажет, а пока действующий президент Украины – счастлив, во всяком случае, он демонстрирует счастье. Ведь Надежда вернулась домой! Теперь есть надежда на возвращение Донбасса и Крыма. Порошенко на радостях присвоил Савченко звание Героя Украины и вручил орден «Золотая звезда».
Орден впору вручить и самому Порошенко за операцию «Обмен». Назовем так условно то, что произошло. Фактически состоялся обмен Савченко на ГРУшников Александрова и Ерофеева. Но юридически никакого обмена не было. Формально стороны руководствовались Конвенцией Совета Европы по передаче осужденных лиц. То есть, для того, чтобы заключенный был выдан стране, гражданином которой он является, необходимо, чтобы приговор вступил в силу, а государство, куда производится экстрадиция, взяло на себя обязательства, что осужденный будет отбывать наказание в местах не столь отдаленных.
С этим все понятно. И тут в истории Савченко и прилагаемых к ней Ерофеева и Александрова (последних на Украине обвинили в террористической деятельности и осудили на 14 лет) начинается самое интересное. А в операции «Обмен» появляется задание «Помилование».
Петр Порошенко помиловал россиян и отправил восвояси на русскую землю, где им уже не надо отбывать никакого наказания. В аэропорту их не встречал президент России, да и вообще никто не встречал, кроме жен. Хорошо, что разрешили приехать в Москву! От них ведь долго открещивались.
Александр Александров и Евгений Ерофеев были задержаны украинскими военными 16 мая 2015 года в Луганской области в городке с говорящим названием Счастье. Россияне, как утверждали в Киеве, были пойманы фактически за руку при попытке захватить стратегический мост. Оба были ранены, оба признались, что являются кадровыми военными.
В Минобороны России ничего лучше подтасовки данных не придумали и заявили, что на момент задержания Ерофеев и Александров не являлись действующими российскими военнослужащими. В интервью российскому телеканалу жена Александрова, Екатерина, подтвердила: ее муж уволился. Он больше не военный…
Ну, а что было российской стороне делать? Не признавать же, что воюют российские кадровые военные на территории Украины. Их там нет, и не может быть! Это бравые сепаратисты без помощи РФ справляются с киевскими варварами–фашистами, такими, как, к примеру, Савченко.
Мало кто знает о том, что летчица Надя в 2004-2005 годах в составе украинского миротворческого контингента принимала участие в миссии в Ираке. Она для россиян – убийца двух журналистов ВГТРК. Она определила и передала украинским силовикам координаты Игоря Корнелюка и Антона Волошина, по которым был открыт огонь. И совсем мало кого в России интересует то, что журналисты были убиты уже после того, как Савченко взяли в плен.
Не поверили Наде и в суде, приговорили к 22 годам лишения свободы. И вот после того, как однажды ночью лидеры «Нормандской четверки» (России, Украины, Германии и Франции) поговорили по телефону и было достигнуто соглашение освободить Савченко, не зная об этом решении, Екатерина Корнелюк, вдова специального корреспондента ВГТРК Игоря Корнелюка, и Марианна Волошина, сестра звукооператора телеканала «Россия» Антона Волошина, обращаются к Владимиру Путину с просьбой о помиловании украинской летчицы.
Дело в том, что сама Надежда отказалась просить о помиловании. Просишь помиловать, значит — виноват. Пришлось Кремлю идти другим путем. Да, цинично, но, опять-таки, а что делать? Надо выкручиваться из ситуации.
Путин встретился с «добрыми самаритянками». Женщины были явно растеряны, понимая, что их используют, что они стали пешками в политической игре. А президент блестяще справился с ролью благодарного властителя. «Хочу вас только поблагодарить за эту позицию и выразить надежду, что подобные решения, продиктованные, прежде всего, соображениями гуманизма, приведут к уменьшению противостояния в известной зоне конфликта», — сказал Верховный Главнокомандующий Российской Федерации и помиловал Савченко.
Кстати, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отсидевший 10 лет за решеткой, тоже был помилован Путиным «по гуманитарным соображениям». Сплошной гуманизм. На самом деле – прагматизм. Совсем скоро саммит ЕС. Помилование Савченко, естественно, повлияет на европейцев. Антироссийские санкции не будут ужесточены, но стоит ли ожидать их отмены? Скорее нет, чем да. Хотя многие страны Евросоюза сами пострадали от санкций. Товарооборот с Россией ослаб, а ведь российский рынок большой. Кроме того, международный терроризм, сирийский кризис, испытывающий баллистические ракеты Иран… Много задач, которые без России решить не получается, или же нет желания, хотя возможности имеются.
Так что завершение дела Савченко — это шанс для Запада хотя бы немного смягчить тон в отношении Москвы. Лиха беда начало! Но Крым, в отличие от Савченко, Путин возвращать Украине не собирается. А ведь сакральный для Москвы полуостров, вернее, его аннексия — это и есть причина ввода санкций. То, что «Крым наш», было продемонстрировано еще раз. Ночью — переговоры «Нормандской четверки», заключившей минские соглашения, завершились, утром — Медведев — в Крыму.
Этот визит российского премьера запомнился из-за промаха Дмитрия Анатольевича. Под натиском крымской пенсионерки, требовавшей индексации выплат, глава правительства отступил и признался, что «просто денег нет», а потом добавил «держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья», развернулся и ушел.
А Крым остался… в России. Остался с результатами референдума о присоединении к России, российскими паспортами и духовными скрепами, которыми сыт не будешь.