Нетаниягу на параде

Визит Нeтaниягу в Мoскву вызвaл впoлнe зaкoнoмeрный интeрeс у oбoзрeвaтeлeй изрaильскиx СМИ. Дoтoшныe журналисты подсчитали, что это будет уже девятая встреча израильского премьера с российским президентом за последние три года. То есть, за время с тех пор, как Россия влезла в сирийские разборки.

Нетрудно подсчитать, что в среднем раз в четыре месяца Нетаниягу обсуждает с Путиным ситуацию. Не удивлюсь, если подсчеты покажут, что с Путиным Нетаниягу встречается чаще, чем со своим закадычным другом Трампом. И не нужно быть большим ясновидцем, чтобы догадаться, о чем беседуют лидеры России и Израиля.

Понятно, что говорят они не о западных санкциях или антисанкциях, не о ситуации на Украине и не о Крыме, а исключительно об Иране и Сирии. Понятно, что Нетаниягу пытается убедить Путина повлиять на своих иранских союзников, чтобы те, по возможности, убрались из Сирии, а если это никак невозможно, то пусть хотя бы не приближаются к нашим границам. В свою очередь, Путин убеждает Нетаниягу проявлять сдержанность и не бомбить объекты на территории Сирии, потому что ему за Асада обидно. После каждого визита нам дипломатично сообщают, что переговоры происходили в конструктивном русле, хотя спустя некоторое время выясняется, что миссия Нетаниягу успеха не имела. Наши мудрые специалисты на израильских телеканалах полагают, что влияние Путина на аятолл весьма ограничено. И вот совсем недавно после очередной операции израильских ВВС Россия объявила, что, дескать, мы по просьбе одного непоименованного партнера (это нас имели в виду) долго воздерживались от поставки режиму Башара Асада противовоздушного комплекса С-300. Но теперь, после такой беспардонности, больше терпеть не намерены и продадим (интересно, чем Сирия расплачиваться будет?) сирийцам эти грозные средства защиты от самолетов и ракет.

Конечно, наш министр обороны тут же ответил, что нам и С-300 не страшны. Что лично меня обрадовало.

И вот сейчас Нетаниягу снова летит в Москву, чтобы обсудить с только что заново взошедшим на престол русским президентом ситуацию в Сирии и вокруг Ирана. Казалось бы, что плохого, если Нетаниягу поговорит с Путиным? Отвезет ему несколько килограммов документов об иранской ядерной программе из той легендарной полтонны, раздобытой доблестным Моссадом. Обсудит с Путиным, как все повернется после того, как Трамп, скорее всего, объявит об отмене соглашения с Ираном. Ни у кого из ивритоязычных обозревателей не возникает сомнения о пользе такой встречи, даже если никакой практической пользы от нее и не будет. Здесь никакого противоречия нет. Польза – это сама встреча. Я очень люблю незамысловатую китайскую мудрость, которую я уже не помню, у кого своровал: “Лучше вести переговоры, чем не вести переговоры”.

Впрочем, совсем другое дело — обсуждение визита Нетаниягу в Москву в русско-израильском фейсбуке. Здесь, как и положено, кипят нешуточные страсти. Причем, в данном случае, раздрай мнений идет не по привычному “водоразделу” между левыми и правыми. И вовсе не о переговорах по Сирии и Ирану тут спорят. Главная тема: присутствие Нетаниягу в качестве гостя на Параде Победы. Разумеется, как всегда в социальных сетях, действует абсолютный в интернете, как закон всемирного тяготения – в природе, Закон Годвина. Для тех, кто очень погружен в интернет, позволю себе привести классическую формулировку этого закона: “По мере разрастания дискуссии в интернете вероятность сравнения, упоминающего нацизм или Гитлера, стремится к единице”.

Так вот, один наиболее ретивый комментатор сказал, что присутствие Нетаниягу на параде — это все равно, как если бы Черчилль стоял на трибуне парада у Гитлера. Ну, это по-моему уже за пределом здравого смысла. И я привел этот случай, скорее, в шутку. Но многие вполне вменяемые комментаторы настаивают на том, что “диктатор Путин” для лидеров западных стран теперь “нерукопожатный”, никто к нему из респектабельных политиков на парад Победы не приезжает. А вот, Нетаниягу, дескать, который тоже не из последних западных лидеров, выпадает из этого ряда и тем самым дает “легитимацию” российскому диктатору. На мой взгляд, эти “товарищи” несколько потеряли чувства пропорции. Мне трудно представить, что Путин будет гордо утверждать, что он — легитимный президент России хотя бы потому, что к нему на Парад Победы приехал “сам” Нетаниягу!

Но Нетаниягу тут же припомнили всё (причем, во многих случаях, свои, вполне правые “русские израильтяне”). Дескать, аннексию Крыма он не осудил, хотя весь мир это сделал. Действия России на Украине он не осудил, хотя весь западный мир это сделал. Отравление бывшего шпиона он не осудил и даже ни одного российского дипломата не выслал, хотя весь западный мир, включая маленькую Эстонию, это сделал. А Израиль промолчал, что поставило под вопрос высокую политическую мораль нашего лидера, а, значит, и государства в целом.

Ни Нетаниягу, ни Путин у меня симпатий не вызывают. То есть, абсолютно! Но я полностью согласен с позицией Израиля. Израиль — не супердержава. Он не входит в Европейский Союз и в вообще ни в какой союз не входит, даже в НАТО. Я убежден, что во всём, что не касается самого Израиля, наша страна должна придерживаться почти швейцарского нейтралитета. Есть кому разбираться без нас и с Крымом, и с Украиной, и с отравленными шпионами. У нас своих забот по горло. И поэтому все усилия нашей дипломатии должны быть направлены на то, чтобы отвести от Израиля иранскую угрозу, решить наши проблемы с ХАМАСом, Хизбаллой, попытаться урегулировать отношения с Палестинской автономией… И если есть хоть малейшая возможность продвинуться на этом пути, надо пытаться ее использовать. Даже если придется попутно посетить Парад Победы в Москве. Тем более, что парад этот посвящен победе над смертельным врагом еврейского народа.

Источник: «РеЛевант»

Автор: Лев Авенайс