Блoкирoвкa Рoскoмнaдзoрoм мeссeнджeрa Telegram, a тaкжe вызванные ею перебои в работе сервисов Google и YouTube отрезвили российскую молодежь.
Если раньше казалось, что некоторая степень свободы сохраняется, то действия российских властей в истории с Telegram показали, что все может быть обратимо.
«Из ситуации есть как минимум три очевидных выхода — «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», и все меньше это звучит как шутка, — пишет главный редактор проекта TJournal Никита Лихачев. — В медиа и соцсетях вновь поднялись разговоры об утечке мозгов из России, которая и без того выросла вдвое за три года, а учитывая настроение вокруг разрушения рунета, сейчас настало лучшее время для западных компаний, чтобы хантить российских специалистов. Если для кого-то триггером стали очередные перевыборы и очевидное отсутствие радикальных изменений в следующие шесть лет, то теперь ситуация затрагивает даже тех, кто старательно изолировал себя от любых соприкосновений с политикой».
Лихачев ссылается на статистику Российской Академии Наук, по данным которой, число эмигрировавших из России высококвалифицированных специалистов выросло с 20 тысяч человек в 2013 году до 44 тысяч в 2016 году. И таких становится все больше.
В соцсетях началось бурное обсуждение того, что делать дальше. И среди собеседников немало тех, кто уже готов уехать из России, в том числе бывшие активисты Молодой гвардии «Единой России» (МГЕР).
Максим Кривенков пишет о том, что он и его друзья были патриотами «и в мыслях не допускали покинуть Россию. Я только поглядывал на запад, для путешествия. Каждый работал во благо города, республики и страны».
По его словам, «все изменилось через год-два после присоединения Крыма», которое приветствовали многие активисты МГЕР. «Само государство стало против своих граждан закручивать гайки с запретами. Используя изменения в правовом поле, — пишет Максим. — Если до всех этих запретов, которые не были закреплены законодательно, мы могли юридически защититься от давления чиновников. А они, эти давления, были. В частности на меня за публикации в блоге и соцсетях. Вызывали, общались, ругали, подбадривали. То сейчас это невозможно, практически. Им даже подбадривать не надо или договариваться. Пролистай статью в уголовке и звони ментам, прокуратуре. Вот этого закройте за инакомыслие и использование ВПН».
«Все четче я понимаю, что не хочу больше жить в этой стране, — пишет Полина Вишневская. — А серьезно, какие есть альтернативы? Если не рассматривать самые богатые европейские страны и США? Куда можно переехать?»
В другом посте владелец успешного креативного агентства Евгений Никонов пишет о своем лучшем друге, тоже предпринимателе: «бывший ярый патриот» после давления властей и попыток отобрать его бизнес решил все продать и уехать в другую страну.
Автору поста отвечают в комментариях: «Хреново в вашей стране. В моей стране России и конкретно у моих знакомых предпринимателей дела в гору и никто ничего не отбирает». А все проблемы комментатор списывает на то, что «в стране много нытиков и подкаблучников», которых «большинство». Комментатора спрашивают, уж не 76% ли таких, о ком он говорит.