Школа. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день

Чeм oтгoрaживaeтся изрaильскaя элитa oт прoчиx грaждaн? Нe зaбoрaми вилл и причaлaми яxт, нe родительскими связями и деньгами, не доставшимися в наследство бабушкиными квартирами, а приличным образованием. Все вышеперечисленное к нему только прилагается. Состоятельные израильтяне не отправляют детей в частные английские интернаты, учатся отпрыски элиты предпочтительно и изначально в израильских высших учебных заведениях.

В 1990 году моя знакомая, начинающий педагог, обнаружила гениального мальчика. Родители, — новые репатрианты из Средней Азии, — открыли лавку. И как могли, с утра до позднего вечера, сражались с нуждой. А город, где проистекала их абсорбция, славится на весь мир своим научно-исследовательским институтом. При нем были — да наверное, и сейчас есть — потрясающие кружки для детей. Вот мой педагог и записалась на прием ко второму лицу этого почтенного заведения с просьбой протестировать вундеркинда и взять его в виду абсолютной гениальности бесплатно, поскольку платить родителям нечем. Разговор происходил без свидетелей на английском языке, которым она владела тогда лучше, чем ивритом. И сказало ей светило на красивом языке Шекспира — без акцента и с удивительной откровенностью:

— Нам чужая элита не нужна, мы свою растим.

Дальнейшую судьбу мальчика проследить не удалось — вскоре семья уехала в Канаду.

Тель-Авивская школа «Шевах-Мофет» для очень многих детей моих коллег и знакомых явилась тем самым социальным лифтом, позволившим им сделать карьеру в хай-теке, на госслужбе, в армии и других областях. Некоторые гении даже смогли параллельно освоить пару университетских курсов.

Мне в свое время доводилось о ней писать и даже пару раз присутствовать в качестве арбитра на веселых конкурсах и викторинах. Учителя этой школы — настоящие подвижники, сумевшие в рамках стандартной корзины образования сотворить чудо.

Суть давних претензий сводилась, как и сейчас, к одному: там учились и учатся дети со всего Гуш-Дана, приезжают даже из Модиина. В 2008 году школу спасали всей «русской» общиной. Израильское крепостное право заинтересовано в жесткой привязке школьника по месту жительства. Доводы самые благие — нечего, мол, усугублять противоречия между городом и деревней. На самом деле эта уравниловка позволяет тихо и спокойно существовать обычным, даже серым учебным заведениям. Ну что с того, что престиж профессии учителя падает, а реформы меняющихся как в калейдоскопе министров оборачиваются пустой говорильней. Такая школа — всегда бельмо в глазу, да и родительский комитет не обладает лоббистским влиянием какой-нибудь Школы искусств или престижной гимназии «Герцлия», где когда-то директорствовал нынешний мэр Тель-Авива.

Никто давно официально не обвиняет «Шевах-Мофет» в «русскости». Преподавание ведется, как везде, на иврите, великий и могучий иностранный язык изучается факультативно, но происхождение учителей и детей тихо коробит. «Русское» в этой школе — в примате науки и высокой мотивации учителей и учеников.

Перипетии последнего скандала, о котором не писал только ленивый в последние недели, подробно пересказывать не буду. У школы беда чисто географическая: она расположена в Южном Тель-Авиве, как бы между Суданом и Угандой, в местах компактного расселения африканских нелегалов. Хотите — называйте их беженцами. Их по самым скромным подсчетам 75 тысяч. Свалились на Тель-Авивскую мэрию буквально саранчой. Периодически жители этих несчастных районов устраивают настоящие волнения, вплоть до угрозы линчевания нелегалов, и тогда в знаменитом скверике на улице Левински появляются политики, обещающие народу избавить их от непрошеных гостей.

Правительство также периодически сливает в прессу мутные слухи о секретных переговорах с какими-то африканскими странами, уже почти готовыми этот контингент принять. Страны не называются, чтобы не навредить. А время идет, и детки подрастают. Много детей, много беременных африканских женщин и голодных мужчин, которые озадачены одним: узаконить свой статус за счет родившихся в Израиле детей, которые по достижении совершеннолетия получат гражданство.

Пройдитесь вечерочком по Южному Тель-Авиву, в районе Новой и Старой автобусных станций, прогуляйтесь по улице Неве-Шаанан. Безопасней, конечно, на машине. Понятно, что эта «беременность» никогда не рассосется. А детки, повторяю, подрастают и по закону о всеобщем среднем образовании обязаны ходить в школу. Школы для них одно время предполагалось построить в знаменитом скверике на улице Левински, но жители взбунтовались под предлогом защиты «зеленых легких» города. Интеллигентный предлог, но истинную суть их тревог понять можно. Открыть школу исключительно для детей нелегалов, как гетто, никто не позволит. А покажите мне израильского родителя, который согласится на смешанный вариант. Однако при чем здесь бедная школа «Шевах-Мофет»? Соломоново решение тель-авивской мэрии заключается в передаче здания, находящегося на ее балансе, под школу для африканских детей.

На защиту школы встала вся русскоязычная пресса и депутат от партии НДИ Одед Форер. Его немедленно (даром что коренной израильтянин) обвинили в лоббировании электоральных интересов и политических играх. Форер помимо Рона Хульдаи, разослал во все инстанции письма, в том числе и министру Беннету и председателю комиссии Кнессета по образованию Марги. Он дает интервью, выступает во всех СМИ, требует сохранить уникальный характер одной из лучших школ Израиля.

В «Шевах-Мофет», подчеркивает депутат, отбирают учеников по конкурсу, это «фабрика гениев» в области точных и естественных наук. Это в стране, где катастрофически не хватает инженеров, программистов, физиков, биологов, математиков, химиков и уже хайтек бьет тревогу — нет воспроизводства специалистов. У нас все учатся руководить бизнесом, все лезут в политологию и юриспруденцию. Ну не нужно армии, оборонной промышленности и экономике столько адвокатов и менеджеров. Форер уточняет, что гуманитарные предметы — не конек школы. Да, он действует в наших электоральных интересах. А что, «Шевах-Мофет» нужен Нафтали Беннету? Он завтра без сожаления возглавит другое министерство, но всегда будет лоббировать сионистско-религиозную систему образования. Как и Яаков Марги из ШАС — защищать ультрарелигиозные школы. Это у нас в крови — примат образования как главный социальный лифт для наших детей.

После скандала мэрия поспешила заявить, что школу «Шевах-Мофет» с 1 сентября никто не тронет, детей нелегалов сюда не пришлют, за ближайшие 8–9 месяцев элитарную школу куда-нибудь (куда?) переведут, а в здании таки откроют учебное заведение для учащихся африканского происхождения. Основной аргумент мэрии в том, что из 900 учащихся здесь только 300 тель-авивцев. Главная мечта — отправить одаренных учеников из Холона, Бат-Яма, Петах-Тиквы, Раананы и Нес-Ционы по их месту жительства, а раз столько одаренных детей в самом Тель-Авиве не набрать — быть ей обычной.

В 2008 году уже был аналогичный скандал, Хульдаи заявил, что прекращает дополнительное финансирование в размере 4 миллионов шекелей ежегодно. Школа-де на город не работает, там в основном учатся иногородние. Эти деньги шли в основном на зарплату остепененных учителей. Тогда все начали ехидно интересоваться: зачем мэрия финансирует Израильский филармонический оркестр и Камерный театр? Туда приезжие шастают. И из музеев их надо гнать поганой метлой.

Я живу в Рамат-Гане через мост и считаю себя жителем Тель-Авива. Аналогично весь Гуш-Дан в меньшей степени позиционирует себя бат-ямцами или холонцами. Локал-патриотизмом у нас страдают исключительно работники муниципалитетов, им комфортно сохранять свою высокую зарплату и автономию. Но весь Гуш-Дан размером с обычный европейский город.

Мой коллега и товарищ Лазарь Данович недоумевает: велика ли проблема доехать 5 автобусных остановок до школы «Шевах-Мофет»? Почему за 8–9 месяцев не изыскать в трущобах Южного Тель-Авива здание или площадку под школу для детей нелегалов. Нет, вначале надо «фабрику гениев» выселить в какой-то барак, сократить контингент учащихся втрое, а шибко умных педагогов разогнать. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день, крепостное школьное право.

Когда-то Гидеон Саар в ранге министра образования провозгласил свою реформу и обещал массовый приход программистов из хай-тека в школу. В рамках уникального единичного эксперимента в школе в самом кошмарном районе престиж профессии учителя удалось поднять задолго до Саара. Опустить всегда легче. Уж больно многим школа «Шевах-Мофет» глаза застит.

Я могу понять огромные проблемы мэрии, которую правительство оставило наедине с проблемой африканского нашествия. Но все те, кто ее допустил, за исключением отошедших с постов по старости, остаются руководить страной. Да кто же с них когда-нибудь спросит?!

Источник: «Курсор»

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта