Oбщeствeнный рaскoл, кoтoрый вo многом определит исход общеизраильских выборов в будущем году, уже сейчас сильно влияет на расклад местных избирательных кампаний.
30 октября по всей стране пройдут выборы в муниципалитеты и местные советы, и во многих городах одной из главных предвыборных тем стало противоборство между сторонниками и противниками навязывания религиозного образа жизни.
Одним из таких городов, которые в последние годы активно заселяются ультраортодоксами, практикующими общинно-местечковый уклад, стал Ашдод. В последнее время городская администрация ужесточила контроль за соблюдением «субботних» запретов на торговлю, что вызывало возмущение горожан, считающих местное законодательство в этом вопросе устаревшим, неактуальным, противоречащим свободе бизнеса и свободе выбора.
Параллельно участились инциденты с навязыванием ультраортодоксального образа жизни.
Все это тревожит светское население, и репутация нынешнего мэра, Ихиеля Ласри, который провел на посту мэра два срока, изрядно пошатнулась, и в противоборство с ним вступили сразу несколько списков, агитирующих за сохранение светского характера города.
Предвыборный видеоролик, снятый и опубликованный списком «Атид», который возглавляет ашдодский адвокат и общественный активист Эли Нахт, получил известность далеко за пределами города. В нем в сатирической форме описывается религиозное засилье, которое наступит в городе, если светские ашдодцы поленятся сходить на голосование.
Герой ролика – Алекс, который вместе с женой Дианой не пошел голосовать. После выборов он начинает обнаруживать серьезные перемены: в его доме селится некий вербовщик-ультраортодокс, из-за сына, не поцеловавшего «мезузу» при входе в дом, в квартире отключают электричество. На субботу в квартире автоматически выключаются вообще все электроприборы, а когда Алекс всуе поминает божье имя, его штрафуют на две тысячи шекелей. И все это согласно новым городским законам.
Поселившийся в доме вербовщик следит за тем, как сын Алекса онанирует в ванной, а сам Алекс, отправившись за покупками, узнает, что некошерный «Тив-Таам» закрыт, а ближайший кошерный супермаркет предназначен только для женщин. Вернувшись с покупками, он разворачивает упаковку с постельным бельем и обнаруживает дырку в новой простыне – для «религиозного» совокупления.
Этот ролик вызывал волну протестов – как в религиозных кругах, так и в городской администрации. По сообщению сайта «Кан-Ашдод», мэр Ихиель Ласри сказал по этому поводу: «Антисемитизм. Другого слова нет. Стыдно, что это происходит в нашем Ашдоде».
Впрочем, многих комментаторов возмутила попытка приравнять к антисемитизму сопротивление религиозному диктату, а в самом ролике они увидели «верное отображение реальности, пусть и в гротесковой форме».