28 июня глaвa изрaильскoгo Минпрoсa, Нaфтaли Бeннeт, нa oткрытии зaсeдaния вoзглaвляeмoгo им Сoвeтa пo высшeму образованию в стране (МаЛаГ) заявил, что «интеграция израильских арабов в систему высшего образования в стране — центральная цель на ближайшие годы» (источник цитаты — «Гаарец», 28.06). В продолжении своего выступления он сообщил, что бюджет на интеграцию арабов в израильские ВУЗы, составляющий на данный момент 300 млн шек. (на 5 лет), будет утроен в следующем пятилетии и составит 900 млн шек. Благодаря этому бюджету Минпрос намерен к 2021 г. увеличить количество арабских студентов, обучающихся на 1-ю степень, на 8000 чел., и обучающихся на вторую степень — на 1000 чел. Итого на привлечение 9000 новых студентов будет потрачено 900.000.000 шек. — по сто тысяч на человека.
В этой связи возникает несколько вопросов:
1. Почему израильское правительство так заинтересовано в том, чтобы как можно больше арабов были академически образованными, что готово тратить на это такие несусветные суммы?
2. Действительно ли ситуация с высшим образованием в арабском секторе такая плачевная, что требует вмешательства правительства с вливанием огромных средств из кармана налогоплательщика?
3. На каком основании народные средства в демократической стране распределяются по национальному признаку? (Мы все помним недавнюю истерику в правительстве по поводу предложения увеличить пенсии именно «русским» репатриантам…)
4. Что было бы, если бы эти же средства (и даже в несколько раз меньшие…) были бы потрачены на интеграцию в ВУЗы демобилизованных израильских солдат, отдавших служению стране 3 года своей молодости и забывших за время службы полученные в школе знания, так что их единственная перспектива — к сожалению, востребованная, но низкооплачиваемая работа охранника?
Попробуем ответить по порядку
Пункт 1. Мы, конечно, не можем проникнуть в сознание наших депутатов и министров, которым «видно оттуда» то, чего не дано увидеть простым смертным, но по некоторым намекам в прессе можно предположить, что руководство страны рассчитывает на большее «благоразумие» арабских граждан, которым «есть что терять». То есть, по этой логике, если у человека есть высшее образование и доходная профессия, он меньше склонен «съезжать с катушек» от антиизраильской пропаганды в соц. сетях и пр., он не станет хвататься за нож или вступать в ячейку ИГИЛ.
В этом есть своя логика, но некоторые факты разбивают эту теорию в пух и прах.
Во-первых, самые опасные враги еврейского народа — а именно те, кто как раз и разжигает антиеврейскую пропаганду всеми доступными способами — это академически образованные люди, в том числе выпускники лучших израильских университетов (пара примеров: Ханин Зуаби, Джамаль Захалка, Ахмед Тиби… не говоря уже о докторе наук Махмуде Аббасе).
Во-вторых, подавляющее большинство террористов, совершивших нападения на евреев за последние полгода («интифада ножей») — это подростки, не достигшие возраста академического образования. Взрослые же, семейные люди по сути своей более благоразумны, независимо от уровня образованности.
В-третьих, если государство должно покупать лояльность каждого гражданина за 100 тысяч шекелей, то зачем вообще было его создавать?
Пункт 2. Ситуация с высшим образованием в арабском секторе была довольно плачевной 15–20 лет назад. Но в последние десятилетия в этой области наблюдается гигантский прорыв (возможно, в частности, благодаря государственным программам). Согласно данным ЦСБ Израиля, в 2009–2010 учебном году число арабских абитуриентов в израильские университеты составляло 18% от общего числа абитуриентов, а в 2011–2012 г. их уже было 19,6% (это примерно равно их процентному соотношению с еврейским населением страны). В академических колледжах ситуация несколько хуже: 8,4% в 2009–2010 г. и 10,2% в 2011–2012 г.
Среди поступивших в университеты и колледжи арабов меньше: в 2012 г. их было 13%, в нынешнем учебном году — 14%. Если эта тенденция сохранится, то через 15 лет без всяких дополнительных ассигнований число студентов-арабов станет соответствовать их проценту в израильском обществе.
К этим цифрам нужно добавить, что огромный процент израильских арабов получают высшее образование за границей — в СНГ, Восточной Европе, Иордании и других странах, где проще поступить в университет. Большинство из них возвращаются работать в Израиль (в отличие от евреев, обучающихся за границей). Таким образом, данные ЦСБ сильно занижают число арабских студентов-израильтян.
Еще интереснее становится картина, если посмотреть статистику по конкретным учебным заведениям.
Так, по данным того же ЦСБ, среди студентов Хайфского университета 36,6% — арабы (среди жителей Хайфы их около 10%). В хайфском Технионе 21,3% студентов — арабы, это выше их процента среди жителей страны. Удивительно, но на третьем месте — Бар-Иланский университет: 20,4% студентов — арабы. В столичных Иерусалимском и Тель-Авивском университетах — 12% и 11,6% соответственно. В Академическом колледже Цфата 61,9% студентов — арабы. В Израильском академическом колледже Рамат-Гана арабских студентов — 43%. В Академическом центре «Кармель» — 30,1%.
Как видим, критичной ситуацию никак не назовешь, и в том же Минпросе наверняка нашлось бы более срочное применение миллиарду шекелей.
Пункт 3. То, что в Израиле, который считает себя «страной равных возможностей», общественные деньги постоянно распределяются по национальному, общинному и секторальному принципу — ни для кого не новость. Новостью было как раз то, что Кахлон вдруг проявил принципиальность и не позволил выделить в отдельную (в точки зрения государственной поддержки) группу пенсионеров-репатриантов из СНГ. Это никак не увязывалось, в частности, с заложенными в бюджет обширными программами поддержки репатриантов из Эфиопии, которые были точно так же, при полной поддержке министра финансов, «выделены на основании страны исхода» (предвижу саркастическую ухмылку читателей на словах «точно так же»).
Единственным основанием для того или иного перераспределения денег налогоплательщиков в демократической стране является волевое решение правительства, избранного народом. Избирателю хочется верить, что эти решения в конечном счете к добру: объединяясь в демократическое государство, граждане априори признают и соглашаются с тем, что в государстве, как в большой семье, более сильный должен помогать более слабому — как потому, что сам не дай Б-г может оказаться на его месте, так и потому, что семья просто не может нормально функционировать, если часть ее членов бедствуют, а остальных это не интересует.
Но все это относится именно к государству, функционирующему как нормальная семья. Если же один из членов семьи регулярно пытается пырнуть других ножом и выжить их из квартиры, а другие члены семьи за это покупают ему сладости, дают карманные деньги и всячески ублажают, то всей этой «семейке» место в сумасшедшем доме.
Пункт 4. Этот вопрос, конечно, риторический — понятно, что бы произошло. В стране бы резко вырос общий уровень жизни и ВВП. Мотивация к призыву на срочную службу выросла бы в разы (в том числе и среди не евреев). Резко увеличилось бы число представителей «дефицитных» специальностей — преподавателей, врачей, инженеров. Как следствие — улучшился бы уровень преподавания в школах, уровень медицинского обслуживания. В конечном итоге это принесло бы пользу и арабскому сектору — наравне со всеми остальными.
К сожалению, этот вопрос ни министром просвещения Беннетом, ни министром обороны Либерманом не обсуждается.
Немного позитива (не читать тем, кто ненавидит «харедим»)
К счастью, от щедрот Минпроса, бюджет которого в нынешней каденции почти сравнялся с бюджетом обороны, перепадает и евреям.
Примерно месяц назад, после почти десятилетних обещаний, началась закладка фундамента постоянного здания для иерусалимского колледжа «Бнот Элишева» — учебного заведения для ультраортодоксальных девушек, которое уже 2 года подряд занимает первое место по стране (!) по преподаванию программирования среди колледжей, «михлалот» и ОРТов (по результатам экзаменов Минпроса, с отрывом до 20–25 баллов). До сих пор девушки учились (и учатся) во временном помещении в промзоне, где под классы были переделаны заводские цеха, по соседству с общежитием африканских гастарбайтеров. Ежегодно учебное заведение выпускает около 200 представительниц наиболее востребованных в стране специальностей — учителей, программистов, электронщиков, архитекторов, бухгалтеров и других. А всего в колледже учится более тысячи учениц (включая «тихон»).
Комфортабельное и просторное постоянное здание для колледжа строится в столичном районе Рамот.