Для нaчaлa дaвaйтe oбсудим прoблeмы бoльшoй рeпaтриaции из бывшeгo СССР и стрaн СНГ с тoчки зрeния псиxoлoгии и сoциoлoгии. В oсoбeннoсти полуторного и второго поколения репатриантов. Несмотря на 20 с лишним лет, прошедшие с начала “большой алии”, часть граждан до сих пор не чувствуют себя “своими в своей стране”. Они не осознают себя частью еврейского народа или израильского общества.
От сепарации к интеграции
В настоящее время в Израиле сформировалась достаточно большая прослойка русскоязычных репатриантов (т.н. “русская улица”), образ жизни которых мало отличается от того, который они вели до иммиграции. И для такой сепарации — сохранения своей привычной культурной идентичности при минимальных контактах с коренными жителями — нет никаких проблем. Существуют магазины, торгующие привычными для них продуктами питания, теле- и радиоканалы, празднуются любимые, но нетипичные для Израиля праздники (8 марта, 23 февраля, Новый год), издаются газеты и книги, из России приезжают знакомые с детства артисты, театральные коллективы и т.п.
Дело доходит до парадокса — некоторые обитатели так называемой “русской улицы” узнают о событиях в Израиле из передач российского телевидения, совершенно не проявляя никакого интереса к телевидению израильскому. Такой тип репатриантов можно отнести к категории “свой в чужой стране”. Это маргиналы, пребывающие в состоянии “неукорененности”, — не желающие, или не способные укорениться в другой культуре. Привезенная ими в Израиль советская система взглядов, ценностей и установок не выдержала здесь проверки временем (что стало особенно явно проявляться по мере подрастания собственных детей). Но они так и не смогли принять нормы, ценности и установки израильской культуры.
Маргинализация части русскоязычных иммигрантов – достаточно серьезная проблема для современного Израиля. Особенно тревожной выглядит ситуация в подростковой среде. Некоторые подростки из русскоязычных семей, приехавших в Израиль в детском возрасте или родившихся уже в Израиле, не чувствуют себя ни израильтянами, ни выходцами из бывшего СССР. Они “чужие в чужой стране”.
В отличие от них некоторые репатрианты наоборот, стремятся как можно быстрее ассимилироваться — преодолеть дистанцию, отделяющую их от новой культуры, за счет полного или частичного отказа от прежней культурной идентичности. Вслед за изучением языка такие репатрианты стремятся перенять манеру поведения, типичную для коренных израильтян, меняют свой рацион питания и внешний облик. В ряде случаев они отказываются от данного им при рождении имени, заменяя его на израильское. Стремятся завести как можно больше знакомых среди местных жителей и т.д.
Теоретически Израиль всячески поощряет ассимиляцию иммигрантов, однако на практике стремление “растворить” себя в Израиле зачастую наталкивается на эффект “стеклянного потолка”. Со стороны коренных израильтян начинает заметно проявляться “выталкивающая сила”, затрудняющая процесс ассимиляции. И это обстоятельство является источником болезненных разочарований для многих репатриантов, выбравших стратегию полной ассимиляции. Их психологическое состояние можно определить как “чужие в своей стране”.
Наиболее же удачным (хотя и не столь частым) вариантом является интеграция — сохранение прежней культурной идентичности с одновременным принятием новой. Такие иммигранты со временем обнаруживают способность легко переходить из одной культурной среды в другую, чувствуя себя одинаково комфортно в каждой из них. И эта стратегия является самой здоровой с точки зрения психологии. Внутреннее состояние таких репатриантов можно описать как “свои в своей стране”
Культурный гиюр
С точки зрения мотивов репатриации из бывшего СССР и стран СНГ часть репатриантов может быть отнесена к категории “беглецов”, пребывающих в настоящее время в состоянии “чужие в чужой стране”. Это относится и к галахическим евреям, но в большей степени — к неевреям по матери. Эта группа включает в себя во всем разочаровавшихся, агрессивно-озлобленных людей, не любящих Израиль и не видящих здесь будущего для себя и своих детей. Они воспринимают репатриацию как самую большую ошибку в жизни. Понятно, что львиная доля нееврейской части репатриантов никогда не станет проходить ортодоксальный гиюр. Несмотря на то, что все они являются носителями еврейской крови и большинство из них считают себя частью еврейского народа.
Для уменьшения численности этой группы недостаточно мер социально-экономического плана. Попадание в нее во многом было предопределено психологическими факторами: неготовностью (или неспособностью) нести на своих плечах бремя ответственности за репатриацию и ее последствия, тотальным недоверием и подозрительностью в отношении Израиля. А также неприятием большинства израильских реалий и понимаем того, что евреями они не являются до тех пор, пока не пройдут гиюр.
Значительной части представителей этой группы так и не удалось освоить “правила игры”, связанные с жизнью в Израиле – принять факт своего нееврейства, овладеть ивритом, получить образование или специальность, заняться бизнесом, устроиться на квалифицированную работу и т.п. Постепенно это привело их к социальной деградации с последующей “люмпенизацией”. Для многих из них типичной поведенческой реакцией на трудности явилось бегство от проблем. Некоторые в качестве инструмента этого бегства выбрали алкоголь или наркотики.
Однозначное решение этой проблемы найти не просто. Есть мнение, что часть этой проблемы может решить отделение религии от государства. Но я хочу заострить внимание на новом понятии — “гиюр тарбути” (культурный гиюр). Оно означает приобщение к еврейскому народу естественным путем. Само проживание в Израиле долгие годы делает свое дело и человек волей неволей постепенно перенимает традиции, праздники и обычаи еврейского народа, сохраняя, при желании, свое культурное наследие. Исторически, когда у еврейского народа еще не было своей страны, все было именно так. Если кто-нибудь селился среди евреев и начинал проявлять интерес к еврейским традициям, отмечал еврейские праздники, он автоматически становился частью этой еврейской общины и соответственно получал статус еврея.
Система образования могла бы взять на себя процесс воспитания детей-неевреев по Гахале в духе еврейства и ценностей израильского общества светским, ненасильственным путем, не осуждая культуру страны исхода и культуру их нееврейской матери. Этого было бы вполне достаточно, для того чтобы считаться евреем и израильтянином, не чувствуя себя отверженным, называемым “гой” (лицо нееврейской национальности). Для этого необходимо изучать историю каждого отдельного сектора в Израиле и прививать уважение к культуре страны исхода.
Всех объединяет принадлежность к еврейству, ведь закон о возвращении дает право на получение гражданства, исходя из наличия еврейской крови в любом из родителей, вплоть до третьего поколения. К сожалению, еврейство тоже имеет свои отличительные черты и внешние, и культурные, в зависимости от страны исхода. Поэтому прививать толерантность и уважение друг к другу, особенно к представителям евреев по отцовской линии, — основная задача системы образования.
Закон о возвращении дает право на получение гражданства и поэтому это полноправная часть нашего общества, которая имеет право пользоваться всеми льготами на равных. Включая возможность заключать браки, быть похороненным на одном кладбище с братьями по оружию в случае гибели на войне и прочее. А за оскорбление и дискриминацию представителя любого сектора страны, особенно нееврейского меньшинства, должно предусматриваться уголовное наказание.
Ключ к интеграции
Итак, несмотря на то, что репатриация закончена и прошло уже 25 лет с момента ее начала, проблемы до сих пор очевидны. Более того, некоторые из них только начинаются. Теперь это проблемы полуторного и второго поколения репатриантов, среди которых некоторые находятся в процессе сепарации, маргинализации, ассимиляции и интеграции.
Как известно, Израиль изначально пытался выработать механизм сосуществования различных культур и религий. “Давайте создадим “плавильный котел”! — призывал Давид Бен-Гурион. — И выплавим единую нацию, единую национальную культуру! Единый народ и один язык!” Новоприбывшим на Святую землю предлагалось полностью отказаться от своей социально-культурной идентификации и максимально быстро освоить язык и культуру доминантной группы страны. Новый гражданин государства должен был быть носителем новой израильской культуры.
Идея Бен-Гуриона оказалась утопической. Сегодня Израиль представляет собой мозаичную картину культур. Примечательно, что и лидеры этнических группировок, общественных объединений и политических партий, созданных на основе этнокультурной похожести своих членов, избирателей и сторонников, куда больше заинтересованы в сохранении этнического и культурного своеобразия руководимых ими общин. Ибо в этом — гарантия их востребованности в качестве политических лидеров.
Иными словами, пресловутая модель под названием “плавильный котел” отжила свой век. На смену ей — не только в Израиле, но и в других странах, — пришли модели, которые могут быть охарактеризованы как “промежуточные”, между моделью “плавильного котла” и ситуацией подлинного культурного плюрализма.
Источник: «Открытый телеканал»
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта