29 нoября мoжнo былo бы удeлить пoбoльшe внимaния в гoд 70-лeтия основания государства. Это еще один забытый день нашего календаря – больше от невежества, чем из-за спорной ценности этой даты. Тогда, 71 год назад, народ ликовал и танцевал на улицах – но многим (например, ревизионистам) уже было ясно, что это только формальность, и составленная не в нашу пользу.
С одной стороны, возникло еврейское государство. Но как его у нас забрали за 1873 года до того, так же нам его и вернули – не особо интересуясь нами, нашим мнением и нашей судьбой. А больше решая другие — свои — проблемы.
В мае 47-го Британия положила на стол ООН свой партб… свой мандат на Эрец-Исраэль. И заявила, что не может так больше. Пусть либо меняют мандат, либо отменяют вовсе. А все из-за ускорения конфликта на подмандатной территории, стремительно скатывавшегося в войну. Между евреями и не признававшими их права на существование арабами.
В 1947 году арабский террор против сионизма, при полном попустительстве англичан, довел ситуацию до точки кипения. С другой стороны, сионистскому движению уже давно стало ясно, что Британия нарушает все основные положения мандата и препятствует созданию еврейского государства в Эрец-Исраэль, которое должно быть создано согласно декларации Бальфура — краеугольного камня мандата. Это стало ясно еще в 1922 году, когда англичане отсекли восточную Эрец-Исраэль (77% территории мандата) и, проявив щедрость, подарили ее саудовскому князьку. Ублажая его за то, что сами же только что предали его и сдали французам в рамках раздела сфер влияния после Первой мировой.
В том, что сионистское движение проморгало этот первородный грех мандата, кроются все наши сегодняшние проблемы. Отсутствие резкой реакции на это вероломство англичан открыло им глаза на то, что, даже будучи сионистами, мы остались нерешительными галутными идн, и нас можно так же успешно мурыжить, чморить и разводить. (Вплоть до того, чтобы обвинять нас в «оккупации» нашей же собственной страны.)
Вопрос — что мы могли сделать? Недорасформированный Еврейский легион мог, возможно, поднять бунт против англичан и взять власть в Эрец-Исраэль в свои руки. Но Трумпельдор – его признанный лидер – уже был убит, а тогдашнее руководство ишува не пошло на конфликт. Этот непростой момент и придал миру уверенности в том, что нами можно манипулировать и с нами можно не считаться. Яир Штерн именно так и определяет эту ситуацию в своей программной статье «Палестинская западня»: «Увидев один раз, что мы не взбунтовались против раздела Эрец-Исраэль, они перестали с нами считаться, и наша реакция их теперь мало интересовала».
Поэтому в 1947 гогу Британию беспокоило уже не создание еврейского государства, а собственные отношения с арабским миром на фоне развала Британской империи по всему земному шару. Остальной же Европе надо было срочно решить проблему миллиона еврейских беженцев, которых нацистам не удалось доликвидировать и коих после войны мир – к своему неудовольствию – получил обратно живыми. И от которых снова нельзя было избавиться, так как Британия не пускала их в Эрец-Исраэль.
И в итоге комиссия ООН по Палестине (UNSCOP) выслушала доводы евреев-сионистов, арабов Эрец-Исраэль и трансиорданского режима. По договоренности с эмиром Абдаллой Вейцман должен был предложить план федерации Израиля и Иордании с автономией для арабов к западу от Иордана. Но Абдалла в последний момент нарушил обещание и высказался за раздел. Сионистам пришлось тоже соглашаться на раздел. Но вот арабы любой компромисс отвергли на корню.
И в итоге на голосование в ООН было вынесено два предложения – федеративное государство по соглашению Вейцмана-Абдаллы и план раздела западной Эрец-Исраэль еще на 5 частей – 3 отдельных анклава для «арабского государства», международный сектор с Иерусалимом и Вифлеемом и то, что осталось – для еврейского государства.
Результат мы знаем, и его закономерное следствие – арабо-еврейский конфликт – у нас перед глазами.
Поэтому 29 ноября стало еще и преддверием другой даты нашей современной истории – 30 ноября. В ответ на голосование по созданию еврейского государства в этот день был обстрелян автобус «Эгеда» недалеко от сегодняшей Петах-Тиквы. 5 евреев были убиты. Так в этот день началась Война за независимость (на иврите она называется Освободительной войной — за освобождение отобранной у нас земли), которая продолжается до сих пор.
И сегодня еще большая часть нашей земли находится не в наших руках, а большая часть нашего народа еще не вернулась в свою страну. А многие из тех, что вернулись, не особенно знают свою историю, и как следствие – свои права.
Это значит, что сионистский проект еще далек от завершения. Не зная своих прав, невозможно вести эту незаконченную войну. Невозможно победить в ней. Так можно только выигрывать тактические бои, но когда-то мы должны будем сломать эту схему — и пойти на победу.
А победить нам придется. Другого способа обеспечить свое будущее у нас нет. Как нет и другой страны. И больше она не делится.
Автор: Михаил Лобовиков