Тому, кто привык пахать

Вoзниклa тут oпять тeмa o нeдoвoльствax мeжду aлиeй 90-x и «путинскoй» aлиeй. Мoл пeрвaя xaмски oтнoсится ко второй, «чмырит» и устраивает «дедовщину». Попытаюсь ответить…

В алие 90-х действительно было огромное количество людей, занимавших серьезные должности в б. СССР. Доктора наук, профессора, директора заводов, зав. кафедры, главные инженеры и т.д. и т.п. Они достигли этих должностей «несмотря».

Они построили ту страну и вложили по максимуму. Но они приняли решение уехать.

Им дали ПРАВО вывезти с собой по 100 долларов на человека. Квартиру надо было сдать. Не в смысле сдать кому-то и получать деньги, как это можно сделать сегодня, а отдать гос-ву.

Это не значит, что алия 90-х была нищая. Это значит, что ее заставили все оставить. Не надо мне рассказывать истории про тех, кто додумался продать кооперативную квартиру и прислать сюда яхту и тут ее продать. Таких были единицы. Яхту — потому, что оттуда эти деньги вывезти было нельзя .. помните про 100 долларов на нос? Все. Гуляй!! Но вывозить — ни-ни.

Если алия 70-х была сионисткой (кто не были, сразу уехали в США), то 90-х была «за лучшей жизнью». Так ее и прозвали «колбасная алия». Сложно объяснить это тем, кто не стоял в очереди за колбасой с талонами в руках, кто не доставал питание для ребенка (а на рецепт «30 баночек» все равно давали не больше 10-ти — я это проходил).

Тогда говорили, что едут:
- те, у кого еще ничего не было,
- те у кого уже было все и
- «потому, что все едут».

Израиль просто подавился этой массой образованных, интеллигентных людей, которые не крыли матом, не умели торговать (торгаши никуда не поехали, для них было раздолье) и не знали как воровать. Так же не знали и языка.

Никакого, кроме того, на котором говорили в стране исхода. Это не было их заслугой или горем. Это была ОБЫЧНАЯ ситуация на тот период. Курсы были на уровне «алеф-бет шель гимел-далет». И враз репатриировалась огромная масса. Непропорциональная. Многие приехавшие в 70-е поймали «волну» и смогли здорово поживиться, но алия 90-х не просто выжила, а подняла общий уровень в стране во многих направлениях (именно тогда Израиль вошел в 10-ку по международным олимпиадам по математике и физике, съехав через 15 лет в свою «законную» 4-ю десятку).

Я знаю немало профессоров, которые смогли начать работать в ВУЗах Израиля и на реальных производствах (в том числе и военных), несмотря на сложности с языком. Знаю реально деловых людей, которые организовали тут производства, открыли магазины, компании. Пробились, выучились. Я фразу «прорвемся» слышал чаще, чем вопрос «кама зман ата ба-арец?» (сколько ты в стране?)

Информации было ноль. Не, я не правильно написал НОЛЬ-МИНУС. Так как вранье Сохнута можно было сначала прожевать, проглотить и только потом понять насколько воняет. Срез соц. условий шел каждые пол-года. А люди пахали по 12-16 часов и потом еще на второй работе. Надо было не жить, а выжить. Надо было поднимать детей без поддержки кого бы то ни было. Мечта была — куда-то слетать.

Я проезжал мимо аэропорта и с завистью смотрел на летящие самолеты. Первый мой полет был через 4 (!!) года, когда компания должна была моей жене в качестве компенсации билет. И мы решили, что лечу я. Это был последний раз, когда я увидел маму живой.

Желающие уехать должны были сначала вернуть корзину абсорбции, потом «сохнутовскую ссуду» (или подписать работающих гарантов). Делалось все, чтобы «мясо» осталось тут. Да, «мясо». Которое должно было трудиться, служить, отдавать и поднимать товарооборот страны. И как еще назвать тех, кто приехал без копейки, работает за копейки и еще вспоминает, как ему там было хорошо. А многим действительно было хорошо!! Они имели самое главное: уважение.

Сложно объяснить, наверное, это понятие. Большинству будет сложно понять, как профессор шел преподавать математику в школу, как директор ЛенСтроя встал к бетономешалке, как начальник отдела пуль закрытого «ящика» мел метлой новую автобусную станцию в ТА, а обкуренный марокканец кричал ему «Ялла, руси, хаяв маhер.»

Потом произошла «перестройка». Внутренняя. Костюмы ушли на свалку. Джинсы и кроксы стали нормой. Лакированные туфли остались памятью в шкафу. Мат стал обиходным. Дети росли, появились внуки. Еще через несколько лет стало понятно, социальный накоплений хватит на то, чтобы хорошо работать до 120-ти не останавливаясь. Но квартиры, машканты. машины… Все уже все приобрели снова. То есть брошенное там, снова с нуля было заработано тут.

Те, кому не нравилось, в итоге вернулись или уехали в Канаду и Австралию.

Приехавшие в 15-20 выросли, выучились, поняли, что тут есть определенный «стеклянный потолок» и пошел определенный отток из Обетованной дальше.

И тут приехала гордая, «неколбасная», информированная, уже не раз прокатившаяся сюда (и не только сюда) алия 2015-го. Эта алия уже знала об Израиле больше, чем «ватиким», она уже все изведала (да при наличии интернета это было и не сложно).

Ко мне обращались люди через ЖЖ на мои статьи, которые я писал 10-15 лет тому назад. И я отвечал. Я им открыто давал информацию, которую мы собирали по крохам, отделяя «зерна от плевел». Мы все старались помочь, максимально дать им возможность НЕ проходить то, что прошла наша алия 90-х. И вот пошла алия нового поколения и… начала воротить нос.

Снобизм лился и льется. Я не понимаю откуда.

На днях был задан знакомым, недавно приехавшим в страну, вопрос «Кто сегодня едет и почему?». И ответ был прост: «Старики и больные». То есть те, кто понимают, что уровень медицинского обслуживания в б. СССР как был, так и остается на низком уровне, и те, кто уже на пенсии и догадывается, что ТУ пенсию не отбирают, а в Израиле еще и добавят.

Едут не на голое место, а к родственникам, друзьями, знакомым, которые помогут снять квартиру, дадут дельный совет, проведут за ручку. Да и «за ручку» не надо. В каждом месте есть чиновник говорящий на русском. На всех лекарствах написано по-русски. Основные продукты имеют надпись на родном языке. Да и алия этого века говорит неплохо по-английски. И самое главное: ничего отдавать им там не надо было. Все осталось. Даже мало, что продается. Все там было, есть и… сдается. Да, сумма, которую получают от съема меньше, чем было до последнего падения, но она есть. Она имеется, она дает помощь. И когда я слышу:

- Да я сдаю всего за 500 долларов!!

Я думаю: «Мама, дорогая, я снимал в жутком районе за 400 и считал, что это дорого. Я и сегодня снимаю за 700, а ты говоришь, что тебе надо аж 1000 шек докладывать? Чего же ты ноешь? Тебя же и правду никто не держит…».

Не держит не в смысле «вали отсюда» (вот она грубая ошибка тех, кто слышит эту фразу и не правильно ее оценивает), а в смысле: у тебя тут НЕТ «долгов», тебя никто не подписал под бумагами, что пока не вернешь не выедешь, у тебя НЕ отбирают паспорт. Ты свободен!!! Ты в любой момент можешь купить билет за 200 долларов при минимальной зарплате в 5000 шек (а не за 650, которые непонятно было как заработать при минималке 1654 шек в месяц) и улететь куда тебе захочется, имея в кармане оба паспорта.

Алия 90-х уехала из нищей. разворованной и разворовывающейся страны. Она увозила детей. От неуверенности, от бандитизма, от антисемитизма. Она их увезла и очень редко делала сравнения. Только на интеллектуальном уровне. Именно этим та алия отличается от сегодняшней, которая постоянно сравнивает и выражение с пренебрежением: «Как вы тут можете так жить» с добавлением «А вот у нас там» вызывает в алии 90-х один вопрос: «Если тут так плохо, то зачем ты тут?». И именно он и воспринимается как нетерпимость алии 90-х.

У меня получилось объяснить?

Хотя лично мне плевать… каждый решает для себя, где ему жить, как и с кем. Но лично мне неприятно слышать, «у вас даже нормального мясного ресторана нет», «как вы можете это смотреть/читать/слушать? а вот у нас….».

У вас? Вам не хватает? Чего-то нет? Сделай!!! Сам/а!! И это будет!!! Мясо хоть из Бразилии, хоть из Аргентины, хоть из России вези. Сделай!! Никто никому ничем не обязан. В этом соль. Открывай газеты на русском, на узбекском, на украинском, печатай, производи, твори. Все открыто!! Кто тебе мешает?

А не нравится? Так ведь действительно никто не удерживает. Еще много мест в мире, где люди очень хорошо живут и… ругают то, что есть.

Потому, что тот, кто ругает — он везде будет недоволен и всегда будет ругать. А кто привык пахать — тому везде будет хорошо.

Источник: Facebook

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта