Экoнoмичeскaя кoмиссия Кнeссeтa вo глaвe с депутатом блока «Сионистский лагерь» Эйтаном Кабелем утвердил ряд поправок к транспортному законодательству по просьбе Министерства транспорта.
Пока неизвестно, когда эти поправки вступят в силу, судя по всему, это будет в ближайшие месяцы.
Главное нововведение заключается в том, что всех велосипедистов обязали надевать каски – речь идет не о серьезных шлемах, а о велосипедных «каскетках». Сейчас взрослые велосипедисты обязаны надевать их только на междугородних шоссе, а несовершеннолетние – везде. Отныне все велосипедисты должны будут надевать их везде. Штраф за отсутствие каски увеличили до 250 шекелей, приравняв его к штрафу за езду на мотоцикле без шлема.
Кроме того, людей на велосипедах (двух- и трехколесных), а также на электрических самокатах, ездящих по тротуару, будут штрафовать на 250 шекелей. Это правило существовало и до сих пор, но его соблюдение не контролировалось и штрафы были произвольными.
Еще одна поправка касается пешеходов, которые «используют проезжую часть или велосипедную дорожку не по назначению» – их будут штрафовать на 100 шекелей. Если раньше велосипедисты просто грозно звонили в звонок и выкрикивали ругательства в адрес пешеходов, которые смещались с обычного тротуара в пределы велосипедной разметки, теперь таким пешеходам грозят и денежные санкции.
Как выяснилось на заседании комиссии, 98% электрических велосипедов и самокатов, на которых ездят израильтяне, не соответствуют стандартам – на них стоят моторы мощнее разрешенного (250 ватт) и нет предписываемого законом ограничителя скорости до 25 км/ч. Некоторые модели способны развивать скорость в 70-80 км/ч.
Комментаторы в интернете оценили эти нововведения как спорные. Во-первых, нарекания вызывает упорное нежелание Министерства транспорта отделить электрические велосипеды от обычных – по сути, это два разных вида транспорта. Обычный велосипед едет медленнее и управляется гораздо лучше, до появления электрических велосипедов не было никаких проблем с ездой по тротуарам. Зато многие обычные велосипедисты боятся ездить по дорогам – их может сбить автомобиль или они могут упасть под колеса проносящегося рядом автотранспорта. Правила, которые приняли из-за «электрических» велосипедистов, вынуждают обычных под угрозой штрафа рисковать жизнью, передвигаясь в городе по проезжей части.
Правило об обязательном ношении касок также введено из-за участившихся ДТП с велосипедами, но оно происходит исключительно за счет электровелосипедов.
Кроме того, комментаторы замечают, что «велосипедных хулиганов» муниципальные инспекторы и пешие полицейские патрули задержать все равно не смогут, а штрафовать будут в основном законопослушных людей, которые боятся ездить по шоссе на велосипеде или случайно забрели на велосипедную дорожку, не заметив разметку.
Той цели, о которой больше всего заботится Министерство транспорта – предотвратить «велосипедное хулиганство» на электрических аппаратах, эти поправки вряд помогут достичь, но в очередной раз пополнят городскую казну и дадут новое занятие муниципальным инспекторам – ходить по улицам и штрафовать тех, кто ездит без каски или по тротуару на обычных велосипедах, поскольку за дерзкой молодежью на электрических велосипедах «пакахи» гонятся не станут. Самой легкой добычей для инспекторов станут пешеходы, заходящие на велосипедные дорожки, у которых, кроме разметки (зачастую не слишком заметной) нет никаких разграничителей с тротуаром.