Журнaлисты экoнoмичeскoгo издaния The Marker пoдсчитaли, вo скoлькo нaм oбxoдится рeлигия. Тo есть государственные расходы на нее.
Эти расходы заложены в бюджеты министерств, пункты коалиционных соглашений и указы. Собственно, точную цифру никто не назовет, — ее трудно оценить, — но кое-что все-таки выяснить удалось.
Десятки лет народные избранники распределяют госбюджет на те или иные цели в рамках коалиционных соглашений, и чаще всего это делается непрозрачным образом — общественность может только догадываться.
В ноябре прошлого года, когда в Кнессете шли прения по поводу госбюджета на 2016 год, впервые были полностью опубликованы особые бюджетные соглашения, включая имена депутатов, которые смогли в ходе переговоров добиться выделения миллионов шекелей из бюджета на те или иные цели.
В том числе речь идет о денежных переводах на религиозные цели — содержание ритуальных бассейнов («миквы»), укрепление еврейской самоидентификации, субсидирование общественных организаций в пользу тех или иных раввинов и так далее. Публикация данных позволила заглянуть за занавес и понять, куда именно идут деньги и кому от этого польза.
Журналисты издания в сотрудничестве с общественной организацией «Исраэль хофшит», которая поддерживает свободу религии и свободу от религии, тщательно изучили статьи госбюджета и проанализировали их.
Они отмечают, что в отличие от обороны, образования или культуры, например, у религии нет четких и ясных бюджетных рамок. Да, существует структура под названием Министерство по делам религии, но его бюджет — это лишь малая толика от общих государственных расходов на религию в стране.
Журналистам пришлось изучить все, записанное маленькими буковками, все особые указы и распоряжения, и они обнаружили много интересного. Например, то, что бюджет Министерства по делам религии, включая официальное содержание главного раввината и раввинские суды, составляет порядка 640 миллионов шекелей.
Однако в целом расходы на религию, заложенные в бюджетах различных министерств, а также выделенные особыми распоряжениями, составят в 2016 году порядка 8,7 миллиарда шекелей.
Как показало исследование, нет постоянного бюджета на религию, и объем расходов может меняться — даже каждый день. Бюджет некой общественной организации может сократиться до минимума, а потом увеличиться на сотни тысяч шекелей в течение нескольких недель. Подобные изменения, которые, как правило, утверждает финансовая комиссия Кнессета, осложняют сбор актуальных данных. Тем более что часть данных, представленных в документации на следующих страницах, может уже потерять актуальность.
Помимо этого, правительство не фиксирует сокрытие налогов частными организациями, занимающимися контролем кашрута, а также освобождение молитвенных заведений от выплаты муниципального налога.
Другими словами, представленная в данном материале информация — это то, что сообщает само государство, опираясь на тексты запросов, переданных правительственным учреждениям, а также результаты проверок.
Несмотря на все их несовершенство, на данный момент это единственные данные стоимости религиозных услуг государству, которые ранее нигде не публиковались.
Среди статей расходов фигурируют как известные широкой общественности, — например, финансирование ешив и независимого образования при Министерстве образования, — так и ранее неизвестные статьи, каждая из которых — это значительные средства.
Например, в бюджете Минюста заложена как явная статья «на исследование религии», так и невинная «молодежные движения», по которым миллионы шекелей поступают религиозным общественным организациям, а те в том числе оплачивают проживание в центральном Тель-Авиве возвращающимся к вере. И это происходит за счет налогоплательщиков, то есть нас с вами.
По словам гендиректора организации «Исраэль хофшит», Мики Гицина, религиозные круги задействуют различные хитроумные схемы для привлечения светских израильтян и обращения их в веру. И тщательное изучение всех этих статей бюджета помогает понять источник политической силы ортодоксальной общины — ультраортодоксальных и религиозных партий. Исследование помогает понять источник влияния ортодоксов, а также почему они так боятся потерять монополию на иудаизм в Израиле.
«Министерство образования превратилось в политический инструмент влияния партии «Еврейский дом», — добавляет Гицин. По его словам, в бедных районах страны религиозные учреждения, опирающиеся на госфинансирование, особенно активны. Они предоставляют субсидированное дополнительное образование для всех желающих. В результате, оказывая помощь нуждающимся, государство фактически делает это с определенным религиозным окрасом.
В Минюсте отмечают, что «на поддержку еврейских правил» тратится менее 0,03% от общего бюджета, а за школьную деятельность отвечает директор каждой отдельной школы в соответствии со школьным духом.
По словам Шахара Илана, сопредседателя общественной организации ХИДУШ, вскрытые механизмы финансирования религиозных учреждений подрывают усилия государства в поощрении выхода ультраортодоксов на рынок труда.
Министерство по делам религии прокомментировало эту публикацию: «Этот материал, мягко говоря, неточен. Наш бюджет урезан и не соответствует представленным цифрам — его не хватает на нужды местных властей для строительства синагог и микв в новых районах, а также на достойный уход за кладбищами».
Государственный бюджет (2016 год)
Общий совокупный бюджет министерств — 424,8 миллиарда шекелей.
Доля расходов на религию — 2,3%.
Министерство образования
Общий бюджет на 2016 год — 50,8 миллиарда шекелей
Доля расходов на религию — 7,1%, в том числе:
* Поддержка религиозных учреждений и заведений, помогающих вернуться к религии — 1 миллиард шекелей,
* Образовательная сеть под эгидой партии ШАС — 519 миллионов шекелей,
* Отдел религиозного образования и религиозных программ в школах — 170 миллионов шекелей,
* Еврейская культура — 142 миллиона шекелей,
* Фонд помощи изучающим Тору — 100 миллионов шекелей,
* Поддержка молодежных движений — 16 миллионов шекелей,
* Центры углубления еврейского образования — 14,4 миллиона шекелей,
* Глобальные связи Министерства образования в сфере религии — 23,5 миллиона шекелей.
Министерство по вопросам религии
Общий бюджет на 2016 год — 640,6 миллиона шекелей.
Доля расходов на религию — 100%, в том числе:
* Религиозные советы (прямое финансирование) — 295 миллионов шекелей,
* Создание религиозных учреждений — 29 миллионов шекелей,
* Поддержка консультаций в сфере оплодотворения в соответствии с законами Галахи — 1,9 миллиона шекелей,
* Институт исследования сельского хозяйства в соответствии с законами Торы — 1,8 миллиона шекелей,
* Религиозные и духовные связи с диаспорой — 3 миллиона шекелей,
* Уход за могилой раввина Шимона Бар Йохая (РАШБИ) — 19 миллионов шекелей,
* Поддержка увековечивания главных раввинов — 985 тысяч шекелей,
* Глобальные связи Министерства по делам религии в сфере религии — 23,5 миллиона шекелей.
Система кашрута — 2,8 миллиарда шекелей,
Раввинатские суды — 156 миллионов шекелей.
Полный текст исследования можно найти на сайте shkifut.