“Примeнeниe вoздушныx змeeв нa судax флoтa нe тoлькo жeлaтeльнo, нo дaжe нeoбxoдимo”.
(лeйтeнaнт Н. Н. Шрeйбeр
“]O примeнeнии вoздушныx змeeв для пoдъeмa нaблюдaтeлeй с судoв флoтa”, Крoнштaдт, 1904)
Бeдa, кoль пирoги нaчнeт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней…
И. Крылов
Несколько лет назад, встретившись случайно с моим старым знакомым, мы стали обсуждать его сценарий возможного нападения на Израиль со стороны буйных соседей. Он был обеспокоен тем, что на прорыв границы или даже на захват целых населённых пунктов пойдёт внешне дружелюбная толпа женщин с детьми, от младенцев на руках, до таких, что могут ходить, только держась за взрослую руку. Все будут улыбчивы, нести с собой и на себе много флагов и флажков — израильских и “палестинской автономии”, будут стараться окружать встречающихся израильских солдат, обнимать их, пожимать руки. Позади же дружелюбной толпы, а также замаскировано внутри неё, будут двигаться вооружённые до зубов бандиты.
“Что в таком случае делать?” — спрашивал себя и меня знакомый. Он считал, что даже плотная линия израильских солдат начнёт отступать, не выдерживая такой атаки. Тогда было несколько сообщений в СМИ о том, что разработано противотолпное оружие — какие-то “дерьмомёты”, остро-воняющие заряды и шумовое оружие. Мы видим сейчас, что всего этого оружия в реальной ситуации, увы, не оказалось. Но у нас и тогда было подозрение, что подобного оружия, скорее всего, не существует.
Не могу сказать, что мы нашли простой ответ. Конечно, перебирая возможности, мы заранее ограничивали их множество, некоторые отбрасывая как заведомо неприемлемые. Так, предложение рассеять или даже ликвидировать наступающую толпу пулемётным огнём на поражение, бросанием на неё шариковых или роликовых бомб, а также канистр с газом мы отбрасывали как абсолютно и заведомо непригодные для Израиля. И наша позиция определялась вовсе не опасением, выражаемым сакраментальным вопросом — “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?”, или так называемая мировая общественность. Этот вопрос вообще не останавливает тех, кто “мнит себя стратегом, видя бой со стороны”.
Нередко читаешь, что, мол, нечего Израилю оглядываться по сторонам, якобы проявляя при этом марионеточность и зависимость от других. Как-то забывается при этом, что почти девятимиллионный Израиль тесно связан с окружающим миром, да и в разумной мере зависим от него. Нашей армии не пристало вести себя, как воинству бандита Асада. Но и тот в своих действиях опирается на огромную внешнюю помощь. Цель наша — победить, но не по-асадовски, не теряя человеческого облика. Сегодня, по счастью, аморальность не оправдаешь словами “на войне — как на войне”, “война всё спишет”. Как я нередко отмечал, а до меня и ряд других авторов — надо победить, не озверев. И это совсем не просто. Озверение даётся легко, как увеличение энтропии при распаде и разложении.
Моё предложение в том давнишнем разговоре состояло в том, чтобы, пропуская первые ряды, наносить удар прицельно по вооружённым бандитам. Мы согласились, что подобная угроза для своей успешной нейтрализации требует тщательной предварительной разведывательной работы, и отработки прицельного снайперского огня.
Быстро пробежали несколько лет, и сценарий начал в какой-то мере осуществляться, правда, без имитации дружбы и любви к израильским солдатам, но с участием гораздо больших толп, чем мы ранее предполагали. Огонь по находящимся в толпе зачинщикам был точен, и весьма эффективен: наступление “мирных демонстрантов” пошло на убыль, и вскоре прекратилось.
Однако полезно помнить, что непрестанные атаки, пусть определённо и неспособные привести к уничтожению Израиля, давно уже стали основным источником пропитания “автономного” сброда. Именно война на “малом огне” — это то, что годами кормила Арафата, кормит сейчас Абу Мазена и Ханию, равно как и их подельников. Мирное развитие для этой публики означает не только финансовую, но и быструю физическую смерть. Нетрудно, обдумав то, что происходит уже более четырёх десятилетий кряду, понять, что в “маелом огне”, направленном против Израиля, заинтересованы и многие государства, причём весьма влиятельные на международной арене. А это означает, что конца арабо-израильского противостояния в разумно близком будущем не предвидится. И если ранее, лет шестьдесят назад, от “малого огня” ожидали важного вклада в деле сокрушения Израиля, то теперь, думаю, здесь остался лишь финансовый интерес, однако совсем не малый.
Ряд приехавших из СССР бывших советских военных страдают недержанием советов, и отличаются острой критикой, которой они подвергают командование Армии обороны Израиля. Они считают удобным, пользуясь прессой, в первую очередь русскоязычной, разносить в пух и прах генералов и старших офицеров АОИ, нередко объясняя её победы только слабостью арабских армий и случайными стечениями обстоятельств. Они будто позабыли, что это не были войны нескольких сравнительно отсталых арабских стран с перегруженным американской помощью Израилем. Арабов к важнейшим войнам готовили “советники” из СССР, одной из двух сверхдержав мира. В этих войнах участвовали целые советские воинские части, а военная техника, притом — новая и новейшая, обильным потоком шла из СССР.
Помню многочисленные статьи капитана первого ранга, командовавшего во времена ВМВ эсминцами, а затем и их дивизионом на Черном море. Эти корабли, как и весь Черноморский флот отнюдь не прославились стратегическими военными успехами. Тем не менее, из статьи в статью отставной командир поучал, как надо действовать, и разоблачал офицеров и генералов армии-победительницы, которые якобы воевать по-настоящему не умеют.
Стоит помнить, что террористическая война, ведшаяся террористами Арафата против Израиля, вовсе не была совокупностью хаотических действий отдельных бандитов. Эти действия хорошо координировались, опирались на мощный профессиональный аппарат поддержки, являвшейся частью КГБ, того самого, что придумало саму концепцию фейкового народа, которого никогда не было, да и нет — так называемых “палестинцев”. Вместе с КГБ трудились их аналоги всех “стран народной демократии”, некоторые коллеги, с позволения сказать, из “неприсоединившихся стран”, которые охотно, насколько могу судить, присоединились к борьбе с Израилем.
Все эти сложно организуемые преступления — угоны самолётов, захват заложников, нападения на спортсменов, убийства в нейтральных странах, бомбы в общественных местах, направленные изначально против Израиля, вскоре стали международной проблемой, затронув даже тех, кто бандитам неизменно протягивал бл-дскую руку помощи. Вынужденные меры безопасности охватили буквально весь мир. Наверняка особо торопливые советчики и тогда знали, что если всех подряд расстреляешь, то не останется террористов. Правда, чуть подумав, можно было бы понять, что в результате террористами станут сами расстрельщики, а это необратимо испортит изначально боровшееся с террором общество.
Террор оказывается изобретателен не только из-за квалифицированного управления извне, но ещё и потому, что растёт уровень образования террористов, а также их пособников. Эта публика ищет, да и находит всё новые подходы. Так, в Израиле арабские террористы опробовали метод наезда автотранспорта на пешеходов, ставший эффективным оружием не только в Израиле, но и ещё во многих странах мира. В Иерусалиме этот вид террора был быстро остановлен, но для этого буквально каждую остановку обнесли столбиками из стальных труб высотой с метр, внутри заполненными бетоном. Однако прежде, чем его остановили, у этого вида террора оказалось немало жертв. Дополнительная трудность при наказании за этот вид террора состоит в том, что его легко маскировать под случайный наезд вследствие технической неполадки, водительской ошибки или временного помутнения его разума.
На памяти и ножевые атаки, так называемый “террор одиночек”, где вновь были использовано издавна известное оружие — ножи. Не сомневаюсь, и там действовали не только сами исполненные гнева против “оккупантов” одиночки — их организовывали, оплачивали и посылали на дело могучие организации некоторых стран, озабоченных поддержанием “малого огня” против Израиля. На памяти и вдруг ожившая древняя идея подземных тоннелей, потенциально грозная, но, насколько могу судить, сравнительно быстро нейтрализованная.
Успешным оружием оказывается не только новая разработка, но и хорошо забытое, во времена прецизионных ракет и беспилотников, старое. Таковым стали воздушные змеи, ещё совсем недавно казавшиеся просто безобидными детскими игрушками. Змеи, к которым террористы начали прикреплять зажигательные и взрывные устройства, оказались весьма эффективны. Они применяются уже третий месяц, причиняя значительный хозяйственный ущерб от вызываемых ими пожаров. Специфическая особенность змея — им может управлять подросток 12-14, а то и 10-11 лет, что, разумеется, сильно затрудняет прицельное использование против “змеевиков” стрелкового оружия. Ущерб от змеев-поджигателей — пока материальный. Пока обходится без человеческих жертв.
Некоторые, оценивая действие змеев — поджигателей и бомбоносцев, отмечают также якобы огромный морально-психологический вред, который наносит израильтянам неспособность АОИ справиться с этим видом террора. Думаю, именно последним фактором определяется целая серия статей на сайте 9ого канала, которые появились сравнительно недавно. Я имею в виду публикацию музыканта и журналиста Л. Мадорского от 21.07.18 “Стрелять или не стрелять, вот в чём вопрос…”, диспут спортивного обозревателя И. Литвака и обозревателя по военным вопросам, капитана первого ранга в отставке З. Янкелевича от 26.07.18 “И в борьбе с горящим змеем побеждает змей?”, и статью писателя А. Шойхета “Издевательство над народом” от 29.06.18. За статьями идут шлейфы отзывов, со множеством советов, как разделаться с этой напастью, которая многим кажется несложной. В статьях сквозит желание, проявляемое с той или иной чёткостью и определённостью, обвинить командование армии, да и политическое руководство страны, в ошибках, трусости, попустительстве и прочих грехах.
Совсем не церемонятся комментаторы, несколькими строками решая эту “мелкую проблему”, а затем с завидной энергией атакуя политиков и военных, которые лишь “протирают штаны”, “держаться за кресло”, “трясутся перед Западом” и делают ещё много чего не очень благородного, на что никогда не пойдут анонимные бойцы интернет-окопов. Одна из военизированных дам прямо написала, что подобная неэффективная армия, как израильская, ей, видите ли, не нужна. Про неё — не знаю, а мне так эта армия вполне годится. Эта армия, её ВВС филигранно расправляются с бандитами Асада, с Хезболлой, заставляя Иран убрать свои части из Сирии. В прах разлетается поставленная дорогими друзьями дорогая и новая техника, так и не доходя до Хезболлы. И это трусливая армия?! Другое дело змеи. Там при стрельбе по “змеевикам” возникает автоматически становящаяся антиизраильской картинка: по-современному вооружённый солдат преследует мальчишку с игрушкой. Ясно, что ответственное руководство АОИ не хочет допустить появления такой картины. И правильно делает — мы не одни на этой планете, и сила Израиля не в последнюю очередь — в его высокой духовности и морали.
Ппроблема змеев мне не кажется ни примитивной, ни легко решаемой. Боюсь, что мы все станем свидетелями использования змеев и в других странах, но со схожими, террористическими целями. И на примере других убедимся в том, что простое с виду нередко оказывается непростым по сути. Заранее скажу — нетривиальной мне кажется и проблема, пока намеченная ещё пунктиром — боевое использование следующей игрушки — детских надувных шариков как управляемых переносчиков зарядов, поджигающей смеси, а возможно, и других неприятных веществ.
Кстати, в сети есть даже сайт о змеях kite.ru где можно получить информацию и по их военному применению. Там, среди прочего, пишут: “…Считается, что змеи запускались над Китаем более 3 тысячелетий назад! …Согласно европейским историческим слухам, в Европе изобретение воздушных змеев приписывается греческому учёному, философу Архиту. В 200 г. до н. э. китайский генерал Хань Цинь из династии Хань запустил кайт над стенами осажденного им города для оценки того, насколько далеко придется рыть туннель (выделено мной — МА), чтобы зайти за оборонительные ряды. Получив эту информацию, он успешно осуществил свой замысел, застав противника врасплох…
Особенно активно велись работы со змеями в России. … В 1902 г. на крейсере “Лейтенант Ильин” провели успешные опыты по подъему наблюдателя на высоту до 300 м с помощью поезда из воздушных змеев…. Одиночный змей был поднят на высоту 1550 м. Поезд, составленный из коробчатых змеев конструкции Григоренко, был поднят на высоту 1800 м. В годы Великой Отечественной войны (1943 г.) А. Григоренко был награжден за боевое применение воздушных змеев.
Кайты использовались ВМФ США во время 2-й мировой войны. В 1942 г. лейтенант Гарбер … сделал модель кайта и предложил пулеметному расчету сбить его. Пулеметчики пришли в полную ярость, так как несмотря на множество выпущенных очередей им никак не удавалось его поразить. … Тысячи кайтов были использованы для тренировки пулеметчиков”.
Змеи подняли груз до 3.5 тонн, забрались почти на 10 километров. Вот такой, на поверку, оказывается эта совсем недетская игрушка, допускающая широкое военное применение. Не удивительно, что борьба с ней сложна. Кстати, нетрудно найти тех, кто обучит применению змеев.
Есть предложения по методам борьбы со змеями, которые просто лежат на поверхности. Их не стоит предлагать профессионалам, понимающим проблему во всей её глубине. В этой связи на память пришла одна история. Множество лет назад в Ленинградский институт ядерной физики приехал первый секретарь обкома Г. Романов. Он осмотрел институт, выслушал, притом без особого интереса, краткое сообщение директора о работе учреждения. Затем выступил сам, сказав, что перед городом стоят две главные проблемы — гниёт картошка на базах и скисает молоко в бутылках. “Не могли бы ли вы нам помочь в этих делах? Но мыть и сушить, а затем складывать высушенный чистый картофель и тщательно мыть бутылки перед розливом в них молока — не предлагать”.
Война змеев и воздушных шаров, как и нападение толп, вооружённых наличием детей есть, по моему мнению, примеры того, что сейчас именуют “гибридной” войной. У этих войн совсем другие цели и методы, и ссылки на старые авторитеты, как это делает г-н Янкелевич, здесь и сейчас выглядят неубедительно. В гибридной войне, ведущейся уже годами, как мы все видим, стороны конфликта даже не разрывают дипломатических отношений. К ней не подходят и ранее заявляемые цели военных действий как направленные на “вбивание в головы противника мысли о невозможности дальнейшего сопротивления”. Как такую мысль вбить, и что есть сопротивление в сегодняшнем понимании — вот в чём вопрос.
Г-н Янкелевич пишет:”если сильный не выигрывает вовремя, ему суждено проиграть. Палестинцы, поскольку они не проигрывают, выигрывают. Мы, поскольку мы не выигрываем, проигрываем”.
Утверждение по-офицерски чётко, но бездоказательно. Точно не знаю, кого он обозначает словом “палестинцы”, но если это то, что я думаю, то тут выигрышем за все годы их КГБешного существования и не пахнет. Я позволяю себе спорить с военным обозревателем, выпускником военно-морского училища им. Фрунзе в том числе и потому, что, помимо физфака университета, кончал и кораблестроительный институт, а военную стратегию и оперативное искусство изучал сам, по программе и в объёме академии генштаба СССР.
Г-н Янкелевич пишет: “Вся территория Газы под наблюдением, любой “змеелюб” виден. И достаточно просто, при наличии современных технологических средств, определить, кто он и каковы его намерения”.
Увы, про определение намерений это сильное преувеличение. Как и утверждение, будто решения проблемы с тоннелями просто не искали, а оно было “тривиальной задачей, давно решённой как теоретически, так и практически”. И генералов израильских не стоит превращать в узколобышей, ничего вне своей ужаснейшей области не знающих.
Любая война важным своим элементом включает борьбу за души противника, в том числе за души изначально враждебного, старомодно именуемого мирным, населения. Проблема в том, как это сделать. Израиль предпринял много попыток выиграть этот компонент военных действий, но нельзя сказать, чтобы с большим успехом. Тем, кто имеет оригинальную идею в этом, да и в другом направлении, надо писать не комментарий к статье, или даже статью, вольно или невольно ориентируя противника, а короткое изложение своей конкретной идеи, направив письмо в подходящее правительственное учреждение. Сам так поступал несколько раз, в паре случаев приходили ответы с благодарностью, и видно было, что идея реализована.
Казалось бы, есть очевидный ответ террористам — огонь не по самим малолетним “змеепускателям” (с не малолетними ясно, как поступать), а по их руководству. Пусть приструнят своих. Мне совершенно не жалко бандитов. Сомневаюсь, что Израиль их не отстреливает или не взрывает из страха, что те в ответ тоже ударят по штабам. Думаю, основной тормоз по сути тот же, что и в сокрушительном разгроме ХАМАСа — нет охоты, и обосновано, передавать сегодняшний хамасстан в руки Абу Мазана и бандитов ФАТХа, которые не лучше ХАМАСа. Допускаю, что среди сменщиков какого-нибудь Хании все ещё хуже.
В своей упомянутой выше статье А. Шойхет предлагает решить проблему змеев просто: “а) расстреливать с воздуха группы боевиков, мастерящих и запускающих воздушных змеев, б) разбомбить в Газе район, где находятся виллы руководства ХАМАС, причем, вместе с содержимым”.
А поскольку так не делают якобы из-за запрета со стороны главного военного прокурора Ш. Афека, то “… у граждан Израиля возникает вопрос: –что же это за страна, если один левый отморозок нетрадиционной ориентации (сам Афек с гордостью заявлял, что он — гей)решает судьбу государства и превращает юг страны в пепелище? А еще некогда боевая армия, гроза арабских бандитов, превращается в посмешище в глазах всего мира?”
Несёт, однако, инженера человеческих душ…
Приструнят, уверен, змеев, найдут метод, но делать важное дело под свист и улюлюканье полчищ “диванных” стратегов трудно. Трудность состоит не в страхе армии или политиков принять на себя ответственность, как думает г-н Литвак, не в их предательстве, как пишет Шойхет, а в понимании армейскими генералами и действующими политиками всей сложности проблемы. “Диванные” же стратеги, этого явно не понимая, наносят Израилю большой морально-психологический вред, распространяют в обществе неверие в силах Армии обороны Израиля.
Считаю уместным закончить эту заметку словами одного участника дискуссии по статье Льва Мадорского: “Пироги печет сапожник, а военно-политические вопросы Израиля решают музыканты, переводчики древних текстов, профессиональные домохозяйки, почетные инвалиды сионизма и другие ультрапатриоты, преимущественно живущие вне Израиля. Дайте точать сапоги сапожнику!”
Источник: «МАСТЕРСКАЯ»
Автор: Мирон Амусья