Случaй в бoльницe «Вoльфсoн» вызывaл у oбщeствeннoсти оживленные споры о том, вправе ли были охранники применять силу по просьбе медперсонала и силой оттеснять от стойки Татьяну Левитан.
Судя по видеосъемке, опубликованной телеканалом «Кешет», супруги все же оказали сопротивление охранникам, однако охранники первыми начали толкать Татьяну, которая стряхивала руки «секьюрити» и отталкивала его в ответ.
В комментариях к предыдущему материалу завязалась оживленная дискуссия, в которой приводились цитаты из законов и их различные толкования.
Отметим, что полномочия охранников в медицинских учреждениях регулируются Законом о полномочиях по обеспечению общественной безопасности от 2005 года. Этот закон наделяет охранников в таких учреждениях правом, применяя «силу в разумных пределах»:
1) Предотвратить вход «такого человека» в данное учреждение;
2) Выдворить «такого человека» из данного учреждения;
3) Задержать «такого человека» до появления полиции, если есть опасения, что он скроется или его личность не установлена.
Вместе с тем, в законе (пункт 6 алеф) четко оговаривается к какому именно человеку охранник может применять все эти действия: «Если человек совершил насильственное действие в данном месте, на глазах у охранника или у того, кто вызвал охранника и указал на этого человека, либо если охранник убежден, что из-за реальной угрозы или действий человека на глазах у охранника или у того, кто вызвал охранника, этот человек собирается совершить насильственное действие в данном учреждении».
Это означает, что охранник не вправе не пускать, выдворять и применять силу к тем, кто не совершил насильственных действий либо не собирается их совершить по явным признакам.
Закон вполне четок и ясен. В нем также дано точное определение того, что считается насильственным действием с точки зрения данного закона: «нанесение человеку побоев, толчки или физическое воздействие на его тело другими способами, непосредственно или опосредованно, без его согласия или с согласием, полученным мошенническим путем».
Применительно к случаю в больнице «Вольфсон» ситуация такова: если со стороны супругов Левитан не было насильственных действий или явной угрозы таковых, охрана не имела права ни применять силу, ни выводить их наружу. Если будет доказано, что первым применил силу охранник (а судя по видеосъемке, так оно и было), действия Левитанов, скорее всего, расценят как самооборону.
Вместе с тем, охранники могут сослаться на то, что вызвавшая их сотрудница медперсонала описала ситуацию, при которой от пациентов исходила «реальная угроза», и поэтому они сочли себя вправе применить силу в соответствии с законом.
Однако все говорит о том, что до вмешательства охранников Татьяна Левитан не совершала актов насилия и не собиралась их совершать. Затем она лишь отталкивала охранника, который толкал ее. Иными словами, судя по видеосъемке, охрана спровоцировала немолодых пациентов на драку, а затем, воспользовавшись физическим преимуществом, серьезно их избила.
Возможно, в ходе следствия всплывут новые факты и обстоятельства, но на данный момент ситуация выглядит именно так. То, что Левитаны оказали сопротивление, не отменяет неправомерных действий охраны, применившей силу в случае, не предусмотренном законом.