Закон о национальном характере государства: в духе движения «Херут»

Нoстaльгия пo «стaрoму «Ликуду» у нaс обычное явление. Не то чтобы не о чем ностальгировать, просто забавно, что эти причитания звучат от тех, кто никогда не голосовал за «Ликуд», выступал против него и всех его лидеров. Однако это совершенно не мешает указывать лидерам и избирателям «Ликуда» на то, что «Ликуд» «свернул с пути истинного».

Риторика всегда была одинаковой. Любая идея или закон национальной окраски осуждается и определяется как националистический, экстремистский, расистский и фашистский. Эти заявления переводятся на все языки мира и выставляют Израиль в дурном свете среди других народов. Однако, обратившись к архивам, мы убедимся, что они не высказывались иначе о «Ликуде» Менахема Бегина или Ицхака Шамира и о движении ревизионистов во главе с Зеэвом Жаботинским.

Я поздравляю членов фракции «Ликуд» в Кнессете, которых не смутили все эти высказывания, с принятием основного закона о том, что Израиль — государство еврейского народа («закон о национальном характере»). Критики закона приводили некоторые высказывания, сделанные несколькими представителями Ликуда в прошлом и в настоящем в качестве доказательства того, что Ликуд отклонился от своего традиционного пути.

Действительно ли речь идет об отклонении?

В 16-м созыве Кнессета я стоял во главе парламентской подкомиссии, которая провела обсуждения и сформулировала принципы, лежащие в основе этого закона, которые должны были стать основным законом и частью конституции. Закон, принятый Кнессетом на прошлой неделе, на самом деле является результатом непрерывной работы представителей «Ликуда» многих созывов в этом направлении.

«Ликуд» — и перед ним движение «Херут» — всегда считал основные компоненты национальной идентичности неотъемлемой частью основного закона, и его представители действовали на основе этой точки зрения. Доктор Йоханан Бадер, юрист, три десятилетия являлся депутатом Кнессета. Его законодательная инициатива четко определяет, в частности, права человека и социальные права. Однако первая ее глава называется «Хартией прав еврейского народа». Она включает право на землю Израиля в пределах ее исторических границ, право каждого еврея на репатриацию в Израиль и право каждого еврея (даже если он проживает за границей!) получать израильское гражданство.

Другая глава в этом предложении («суверенитет») закрепляет флаг государства, гимн («Атиква») и четко определяет, что «язык государства Израиль — это иврит». Это предложение гарантирует возможность использования арабского языка в государственных органах, но не дает равного статуса с ивритом. В более позднем созыве Кнессета депутат Кнессета Эстер Разиэль-Наор (мать Арье Наора, секретаря правительства Бегина) представила законопроект в этом же духе. Важный принцип в законе гласит, что в суверенном государстве власть принадлежит народу, и в нем наличествуют все три ветви власти. Представители «Ликуда» в 20-м кнессете не только не отклонились от своего наследия, они пошли по такому же пути и выполнили задачу, начатую движением «Херут». Они могут гордиться своей работой.

Автор: Гидеон Саар