В сaмoм нaчaлe «Дeклaрaции нeзaвисимoсти» Джефферсон написал, что когда какой-либо народ делает важное с исторической точки зрения действие, то «уважительное отношение к мнению человечества» обязывает его перед этим самым человечеством объясниться и раскрыть свои намерения и мотивы действий.
Когда фанатики ИГИЛа разрушают древнюю Пальмиру или афганские талибы взрывают статую Будды, которой полторы тысячи лет, то они вот именно что не проявляют «уважения к мнению человечества».
Я вот долго думал и пришел к выводу, что это очень важная категория и совершенно четкая и правильная формулировка: «уважение к мнению человечества». Вот как-то сейчас мне стало ясно совершенно, что Джефферсон (может быть и невольно — как знать?) определил разницу между цивилизацией и варварством: первая уважает мнение человечества, а второе — нет.
И варвары, когда разрушают какие-то культурные и исторические артефакты, будь то архитектурные ансамбли, полотна или скульптуры, рукописи или целые научные школы — они ведь уверены, что на образовавшемся пустом месте они смогут построить что-то лучше. Что взамен разрушенного будет воздвигнут шедевр, который превзойдет всю эту вековую рухлядь.
Им мало дела, что на Земле есть много пустых мест для демонстрации своих амбиций. Нет! Им нужно построить не рядом, не на другом месте, а именно на том, что уже занято, именно взамен! И неважно, что рядом их собственная страна лежит в говне и гноище. Не беда! Ишшо полежит, авось не развалится… А мы вот щас это, чужое, ненашенское сковырнём.
Как по-разному поляки и русские отнеслись к трофею, который им достался от победы над Германией. На примере Данцига (ныне Гданьска) и Кёнигсберга… Одни, не жалея денег и сил, семь десятилетий восстанавливали город чужой (вражеской!) культуры. И теперь это город, который потрясает до основания. Это огромный сгусток северного Ренессанса, достойная альтернатива Флоренции.
Данциг тем более достоин восхищения, что всю эту невероятную мощь и красоту люди воздвигли на краю Европы, на берегу суровой Балтики, а не в солнечной Тоскане, на теплых руинах Великого Рима…
А русские, получив жемчужину не меньшего масштаба, попросту загнали туда бульдозеры и снесли Кёнигсберг к чертовой матери. А взамен понастроили унылое говно пятиэтажных хрущоб и брежневских стекляшек…
И вот именно «уважение к мнению человечества» отличает одних от других: равно ненавидя немцев (может быть, и вполне заслуженно — не об этом сейчас разговор) одни восстановили исторический памятник, а другие — снесли.
Да, да: история провела экзамен. Поляки его прошли. А русские — нет. Поляки свою Пальмиру отстроили. А русские — разрушили. Кёнигсберг — это русская Пальмира. И до тех пор, пока они ее не восстановят, они будут оставаться варварами. Потому что они не уважают мнение человечества.
Источник: Facebook
Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта