Нa встрeчe мeжду глaвaми Турции и России, которая прошла сегодня в Сочи, было решено отменить генеральное наступление армии сирийского диктатора Асада на провинцию Идлиб – последний оплот повстанцев.
Президента Турции Тайипа Реджепа Эрдогана беспокоило то, что в ходе кровавой бойни, которая неизбежна при подобном наступлении, пострадали бы широкие массы суннитов, союзных его стране.
80% турецких мусульман – сунниты, и Эрдоган не может допустить, чтобы практически на границе с Турцией алавиты, которые даже не считаются полноценными мусульманами, устроили массовое избиение его единоверцев.
Кроме того, его пугают и практические аспекты – перспективы массового бегства сотен тысяч людей из Идлиба в Турцию, а также неизбежное усиление курдов в этом регионе после предстоящей мусульманской бойни.
Сегодня Эрдоган и Путин договорились о том, что вместо наступления в Идлибе будет создана демилитаризованная буферная зона между войсками Асада и повстанцами.
Из этой зоны будет выведено все серьезное вооружение – танки, артиллерия, ракетные установки и даже минометы.
При этом как Россия, так и Турция «приложат все усилия» для того, чтобы удалить из Идлиба «радикальные группировки». Как отмечают политические обозреватели, речь идет в первую очередь о группировке «Джебхат ан-нусра», аффилированной с «аль-Каедой».
Министр обороны РФ Сергей Шойгу объявил, что по результатам встречи Путина и Эрдогана «военной операции в Сирии не будет». С Дамаском российские власти согласуют будущие планы в ближайшее время.
По соглашению сторон, полностью демилитаризованная зона будет установлена через месяц – к 15 октября.
Ранее западные лидеры предупреждали Россию и Иран о том, что бойня в Идлибе станет «большой гуманитарной ошибкой», и что применение химического оружия Асадом повлечет за собой мощный удар по его армии со стороны западной коалиции.
Как отмечают комментаторы в западной прессе, хотя Россия стянула к берегам Сирии серьезную боевую эскадру, та не представляет реальной угрозы для западной коалиции. Вместе с тем, обмен ударами со США, Францией и Англией может стать начальным звеном в цепной реакции серьезных военных действий, способных спровоцировать общемировой кризис.
Зная решительность и непредсказуемость Дональда Трампа, Россия не была заинтересована в том, чтобы варварские действия Асада стали причиной для глобальных военных действий. Поэтому там предпочли исключить воинственно настроенный Иран из игры (прошлая встреча по Идлибу с участием иранского министра Зарифа окончилась ничем) и, сделав хорошую мину при плохой игре, выдали неизбежное развитие ситуации за собственное решение в результате встречи между Путиным и Эрдоганом.