30 июля 1970 гoдa изрaильскиe ВВС зa три минуты сбили пять сoвeтскиx истрeбитeлeй МИГ-21. Oб этoм пишeт журнaлист Майкл Пек, проводя своеобразные аналогии с нынешними событиями в Сирии, где, как отмечает автор, схлестнулись Америка, Россия и Израиль. Вспоминая историю 48-летней давности, Пек называет ассоциации «зловещими».
Речь идет о так называемой войне на истощение. Проиграв начисто Израилю Шестидневную войну, президент Египта Гамаль Абдель Насер решил зайти с другого бока.
«В Войне на истощение 1967-1970 Египет расстреливал израильские позиции вдоль Суэцкого канала из артиллерии и делал ставку на десантно-диверсионные вылазки.
Но Израиль, опасаясь потерь, неспособный одолеть многочисленные арабские армии в открытой борьбе, нанес ответный удар своим излюбленным оружием — ВВС, чей воздушный блицкриг ранее сыграл ключевую роль в победе в Шестидневной войне», — пишет Пек.
Автор отмечает, что ВВС Израиля наносили удары по целям в Египете, используя для этого недавно приобретенные в США самолеты F-4. Видя это, Насер обратился за помощью к СССР, после чего вдоль Суэцкого канала были густо размещены системы ПВО.
«Израильским ВВС удалось сбить множество египетских самолетов, однако Израиль и сам понес ряд потерь. Батареи СА-2 и СА-3 ставили дальнейшие израильские операции в районе канала под угрозу.
Таким образом, зенитные комплексы стали для Иерусалима красной линией», — отмечается в статье в The Buzz.
Пек пишет, что на момент описываемых событий советские самолеты Миг-21 патрулировали воздушное пространство над Египтом.
ВВС СССР и ВВС Израиля тщательно избегали боевых столкновений друг с другом в воздухе (автор снова указывает на аналогии, приводя в пример тщательное координирование действий в небе Сирии ВВС США, Израиля и России).
«Но затем советы принялись перехватывать израильские удары и даже повредили израильский штурмовик А-4 «Скайхок» ракетой класса «воздух-воздух» 25 июля 1970 года. Из-за зениток и Мигов израильские пилоты окрестили район вокруг канала «Техасом», по аналогии с Диким Западом», — пишет Пек.
В Израиле решили принять ответные меры. В частности, были усилена радиоэлектронная разведка, переговоры советских военных в эфире прослушивались русскоязычными военнослужащими Армии обороны Израиля, что дало ВВС Израиля возможность максимально четкого представления о раскладе сил.
Операция «Римон 20″ стала классической «воздушной ловушкой».
«План был очень прост: четыре «миража» пролетят на высоте в построении, типичном для самолетов-разведчиков, чтобы привлечь внимание советских МИГов. «Миражи» пролетят попарно, и на радарах противника это будет выглядеть как обычная рекогносцировка», — приводит Пек воспоминания историка Шломо Алони.
Параллельно «фантомы» и «миражи» израильских ВВС, согласно поставленной задаче, должны были пролететь почти на бреющем полете над Синайским полуостровом, в зоне, подконтрольной Израилю и недоступной для египетских радаров. Летчикам поставили задачу: нанести решающий удар, если советские самолеты отреагируют на «самолеты-разведчики» и окажутся вблизи границы.
«Нет, мы не боялись. Просто не знали, чего ожидать. У них же имелись другие, более продвинутые вооружения, но нам сказали, что пора показать русским, что такое настоящий «Техас», цитирует Пек слова одного из израильских летчиков, принимавших участие в операции «Римон 20″.
Вечером 30 июля 24 МИГа-21 поднялись в воздух с задачей перехватить израильские самолеты-разведчики. Но вместо легкой добычи советским летчикам пришлось встретиться с шестнадцатью «фантомами» и «миражами».
За три минуты боя было сбито пять Мигов. «Один из Мигов был уничтожен «на невероятно низкой высоте» управляемой ракетой AIM-7 «Спэрроу», изначально рассчитанной на другой диапазон. Другой израильский экипаж преследовал свой Миг с высоты 4.500 метров до 600 метров, где и уничтожил его ракетой AIM-9D «Сайдуайндер», — снова приводит Пек воспоминания Алони.
В статье отмечается, что, кроме отличной подготовки и проведения операции, израильтянам еще и сопутствовала явная удача: один из советских Мигов занял удобную позицию для атаки, зайдя в хвост «фантому», и выпустил ракету теплолокационного наведения «Атолл». Но по непонятной причине ракета не взорвалась.
Автор статьи отмечает, что израильтяне сознательно идентифицировали погибших летчиков Мигов как египтян, не желая еще больнее давить на мозоль самолюбия советских военных.
Пек при этом акцентирует внимание, что египетские военные проявили неожиданную реакцию на исход боя. Дело в том, что египтян сильно раздражало снисходительное отношение советских военных советников к уровню военной подготовки египтян.
«Египтяне не могли удержаться от смеха, глядя на советский провал, после этого воздушного боя Насеру пришлось издать приказ, запрещающий египетским эскадрильям смеяться над русскими инструкторами», —утверждает Пек.
«Войну на истощение США, в конечном счете, удалось остановить, добившись перемирия, — но не арабо-израильский конфликт. По условиям перемирия, зенитные установки остались на своих местах вдоль Суэцкого канала, о чем израильтяне впоследствии горько пожалели. Спустя три года советы сполна рассчитались за ту неудачу, когда зенитки, поставленные в Египет и Сирию, нащелкали массу израильских самолетов над Суэцким каналом и Голанскими высотами», — отмечает автор, указывая, что к тому времени в Египте уже не осталось советских военных советников: президент Садат в 1972 году принял решение отказаться от их услуг.
Пек подчеркивает, что сегодня Израиль, США и Россия изо всех сил пытаются избежать конфликта в небе над Сирией, но близость войск создает дополнительные риски.
Пек напомнил об ударе ВВС США, в результате которого, как предполагается, погибли сотни человек, в том числе и россияне.
Пек акцентирует внимание на том, что Израиль продолжает атаковать сирийские объекты и иранские базы, что делает возможной ситуацию, при которой российские самолеты-перехватчики или средства ВВС начнут сбивать израильские самолеты.
«Как и тогда в 1970-м, вопрос лишь в том, когда эта пороховая бочка взорвется», — пишет Пек.
Как мы недавно сообщали, в Министерстве обороны России заявили о поставке в ближайщее время систем ПВО для нужд армии Башара Асада.
Ранее в военном ведомстве России утверждали, что из 103 крылатых ракет, выпущенных морскими и воздушными «средствами поражения» западной коалиции, 71 ракета была сбита российскими средствами ПВО, размещенными в Сирии.